ЗИС-Э134 — уникальный внедорожник с высокой проходимостью

00:58 02-11-2020

Согласно постановлению Министерства Совета Министров СССР от июня 1954 года, на каждом тракторном и автомобильном производстве было организовано специальное конструкторское бюро (СКБ).

Спецификой таких организаций становилось производство разного рода техники по заказам Министерства обороны СССР. В СССР, обычно, все делалось за довольно короткое время, поэтому уже совсем скоро СКБ ЗИЛ представило внедорожник, являвшийся уникальным для своего времени. Делался он как раз по такому заказу, а название ему - ЗИС-Э134.

Производство и презентация. Уже спустя год после того, как был получен заказ, СКБ сумело презентовать заказчику опытный образец этого уникального внедорожника. Полноценные испытания же машины начались в октябре этого же года. Наличие столь необычной и уникальной конструкции была обусловлена тем техническим заданием, которое им выдали военные: для оборонных нужд им требовался тягач, с возможностью передвижения по бездорожью, грузоподъемностью порядка трех тонн, вес прицепа которого, в то же время, не превышал шести. Кроме того, машина должна была обладать возможностью преодоления препятствий инженерного характера, естественного бездорожья и водных преград.

Все подобные условия были вызваны особой конструкцией внедорожника. Он был оборудован сразу четырьмя равнорасположенными неразрезными мостами. Благодаря этому машина может преодолеть рвы, ширина которых доходит до 1,5 метров.

Шины. Специально для этого внедорожника была проведена разработка особого вида шин, марки И-113, что дало возможность достичь уровня дорожного просвета в 370 мм. Кроме того, была использована система, позволяющая удаленно регулировать давление в шинах. Теперь водитель мог изменить уровень давления с 3,5 до 0,2 кг на кв. см. площади контактного пятна. Если давление было снижено до минимального уровня, площадь пятна контакта с поверхностью почвы увеличивалось сразу в 5 раз. Это позволяло этой модели внедорожника передвигаться даже по болотистой местности.

Мосты и подвеска. Поначалу подвеска всех мостов осуществлялась исключительно на рессорах, с одновременной комплектацией двухсторонними амортизаторами. Но во время проведения испытаний выяснилось, что в наличии подвески совершенно нет необходимости, поскольку шины внедорожника успешно могли поглотить все неровности.

Силовая установка и трансмиссия. В качестве силовой установки на этом монстре бездорожья был использован усиленный двигатель ЗИС-120 К, объем которого равнялся 5, 66 литра, а мощность - 130 л.с.

Несколько более подробно стоит остановиться на трансмиссии. От мотора крутящий момент передавался на колеса, посредством трехступенчатой гидравлической передачи автоматического типа, КПП, раздатка из двух ступеней, и две коробки для отбора мощности, связанные карданными валами. Из всех имеющихся колес поворачиваться могли только два передних от каждого борта. Это стало причиной того, что рулевой узел стал намного сложнее. Зато радиус разворота стал равняться 10,5 метрам.

Итог. Во время всех проводимых испытаний, грузовой автомобиль показал себя очень достойно. В свете этого, непонятными становятся причины, по которым он сразу же не был, запущен в серийное производство, в реальности они не известны.

Отдельно хотелось бы отметить, что советские инженеры и конструкторы смогли создать по-настоящему уникальную машину, аналогов и равных которой в других странах мира попросту не было. По какой причине военные приняли решение об отказе от собственного заказа, также осталось неизвестным.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS