17:15 22-09-2020
В период 1960-х годов Советский Союз вошел, всеми возможными средствами пытаясь продемонстрировать собственные мирные намерения.
Не так давно имело место выступление Хрущева, в ходе которого он осудил культ личности Сталина, в стране было сокращено количество вооружения, открыт Университет дружбы народов, шла подготовка к покорению космоса и освоению целины. В это же время, делались попытки реализовать наиболее смелые идеи фантастов, куда входили и летающие машины.
Путь новаторов. Указанный период можно смело называть золотой эпохой для Горьковского завода по производству автомобилей. Предприятием было запущено производство автомобилей, впоследствии получивших статус легендарных - ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-13 «Чайка». А модификации машины ГАЗ-52 и в настоящее время можно встретить во время обыкновенной прогулки по улицам города.
Пост ведущего конструктора в экспериментальном отделе скоростных и особых автомобилей занимал тогда Алексей Смолин, в довоенное время активно работавший над авиационными проектами. Именно его разработками стали первый в мировой истории автомобиль с турбореактивным мотором, и ГАЗ-46, плавающий по воде.
В 1960году главной задачей для его команды стало создание гражданской машины с увеличенной проходимостью. Каким образом можно было создать автомобиль, который мог передвигаться везде, вне зависимости от погодных условий и качества дорог. Настолько высокий уровень универсальности мог быть обеспечен исключительно летающим транспортным средством. Но полноценный летающий автомобиль был слишком смелой идеей для того времени, а вот поднятие его в воздух на небольшую высоту, аналогично катеру на воздушной подушке, было более реальным. Проект такой идеи был подготовлен меньше, чем через год.
Первые неудачи, и наличие надежды на успешное завершение. О готовности экспериментального автомобиля, получившего индекс ГАЗ-16, было заявлено уже в 1961 году. Машина имела такие параметры: длина - 7,5 метров, ширина - 3,6 метра, вес - около 2 тонн. Стандартное шасси с четырьмя колесами, в нужный момент могло быть убрано внутрь кузова при помощи специального гидравлического привода. После этого, в работу вступали два мощных вентилятора в передней и задней части, диаметр которых составлял 1200 мм. Они нагнетали воздух под днище, создавая аналог воздушной подушки.
Для того, чтобы передвигаться на колесах, и формировать воздушную подушку, применялся один и тот же мотор от «Чайки». Его мощности было достаточно для поднятия автомобиля над поверхностью Земли на высоту 15 см.
Проведение первых испытания моментально указало на наличие ненадежности в конструкции. Как выяснилось, у водителя/пилота практически отсутствует возможность управления таким автомобилем. Причина была в том, что для выполнения маневров предполагалось воспользоваться теми же потоками воздуха, которые были нужны для поднятия машины в воздух. При помощи жалюзи, управляемых из кабины, подобные потоки могли быть направлены в любую сторону. Но автомобиль не слишком охотно отзывался на такие движения, а низкая степень тяги заставляли его опускаться почти до земли.
Ошибка была учтена при создании второго прототипа под названием «ГАЗ-16А». На него были установлены два винта вспомогательного назначения, приводимых в движение моторами от мотоциклов. Лопасти при вращении могли поворачиваться, что обеспечивало маневрирование машины.
Итог. Постепенно конструктор утратил интерес к собственному детищу. Специально созданная комиссия дала заключение, что автомобиль слишком сложный в техническом плане, и обладает низкой степенью экономичности. Вдобавок, поводом для отказа в запуске в серию послужило большое количество технических проблем.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.