17:40 20-09-2020
Если сегодня подойти к любому человеку на улице и спросить, что такое «Запорожец», почти каждый ответит, что это автомобиль со времен СССР. И правда, у многих это слово ассоциируется с известной машиной, которая много лет была героем анекдотов. Однако, в истории существовал еще один транспорт, а точнее трактор, который имел такое же название. Столько лет прошло, а люди до сих пор не знают, что именно этот трактор является первенцем в советской промышленности в данном сегменте.
Малоизвестный трактор «Запорожец» имел очень простую конструкцию. В задней части присутствовало только одно колесо. В транспорте не было никакой трансмиссии, системы зажигания. В качестве элементов для управления выступал руль и рычаг сцепления.
Интересно, но в конструкции применялся кран для подачи воды. Трактор оснащали 1-цилиндровым двигателем, который мог развивать до 12 л.с. и имел водяное термосифонное охлаждение. Подпитывала мотор сырая нефть. Многие спросят - как тогда трактор приводился в движение, если не было элементарной системы зажигания? Очень просто - создатели применили здесь капильную головку.
Перед тем, как запустить мотор, головку нужно было погреть при помощи внешнего источника тепла. Например, многие брали паяльную лампу. Только после того, как она накалялась, можно было раскручивать маховик. Мотор, при этом, приступал к работе самостоятельно. В цилиндр поступала не только нефть, но и вода. Она был необходима, чтобы регулировать момент вспышки. Трактор имел только одну скорость вперед и назад, а скорость доходила до 3.6 км/ч.
В архивных документах указано, что для того, чтобы вспахать одну десятину земли, трактор «Запорожец» требовал полтора пуда сырой нефти и 5 ведер воды. Если перевести десятину на современный лад, она немного превышает один гектар - 1.09. Пуд - 16.4 кг, а ведро - около 12.23 литра. Это означает, что на один литр нефти требовалось около 3 литров воды.
Конечно, сейчас можно сказать, что мотор, который ставился в трактор, скорее, стационарный, но никак не транспортный. Однако, у инженеров той поры особого выбора не было - ставили то, что было под рукой. Заметим, что в процессе разработки принимали участие отечественные конструкторы и рабочие. Поэтому модель можно смело назвать проектом коллективной мысли всех крестьян. Команду возглавляли специалисты Л.А Унгер, П. Унгер и Я. Ремпель.
Во время создания основной упор делался на тот факт, чтобы технику можно было легко починить кустарными методами прямо на полях. Именно поэтому в конструкции нельзя обнаружить ни одного подшипника. Их заменяют втулки из бронзы. Накладки муфты были выполнены из кожи. А вместо стандартной коробки передач здесь применен обычный редуктор с прямозубыми шестернями.
Первый образец для испытаний собрали в 1922 году. Он успешно прошел эксперименты в полевых условиях. После этого Ленину направили подарочный образец первого в СССР трактора. Этот транспорт был понятен абсолютно любому рабочему. Планировалось развить производство до 300 экземпляров в год. Конечно, сегодня этот показатель совсем не соответствует массовому. В то время такой показатель тоже считался небольшим - нельзя было перекрыть спрос жителей. Возможно, производство модели можно было развить, но уже через некоторое время закрылся НЭП. Приоритет после этого был отдан американской технике, а «Запорожец» незаметно растаял во времени. Сегодня нет точных данных о том, сколько было собрано экземпляров. Некоторые говорят, что сборка проходила с 1923 по 1927, и было выпущено от 360 до 740 единиц техники.
Итог. «Запорожец» - это название применялось не только для автомобилей, но и для тракторов. Очень примитивные конструкции могли показывать большую эффективность, если бы производство не было прикрыто.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.