16:12 18-09-2020
1 июня 1991 года в СССР представили самый огромный на территории Советского Союза самосвал - БелАЗ-75501, грузоподъемность которого достигала 280 тонн.
Белорусский автозавод, расположенный в Жодино, был единственным, кто постоянно находился в условиях высокой конкуренции. В 80-е годы многие Министерства в СССР закупали самосвалы для эксплуатации на карьерах у зарубежных автопроизводителей - Caterpillar, Komatsu, Terex и прочие. В подобных условиях инженеры и технологи БелАЗа были вынуждены предпринимать меры для совершенствования собственной продукции. На период с 1981 по 1990 были построены планы - провести опытно-конструкторские работы, опираясь на заявки и требования потребителей. До 2000 года хотели построить 85 двухосных самосвалов, которые бы отличались грузоподъемностью в 275 тонн и колесной базой 4х2. Так как в это время возрастал интерес других министерств, можно было составлять более точные прогнозы спроса на данную технику.
Первая проблема, с которой столкнулись инженеры, - в оснащении не было шин, которые могли бы выдержать нагрузку свыше 55 тонн. Приходилось задумываться об увеличении количества колес. При распределении нагрузки не между 6, а между 10 колесами, приходилось повышать габариты техники и снижать параметры ее маневренности. Все эти действия приводили к тому, что у конечного продукта понизилась бы грузоподъемность, поэтому вариант сразу отбросили. Конструкторы завода сошлись в едином мнении - создать двухосный самосвал на 8 колесах. Такая компоновка позволила бы исключить традиционное маневрирование при помощи управляемых колес. При этом, абсолютно каждое колесо считалось ведущим. Заметим, что очень похожие работы по разработке самосвала в это же время проводили на фирме Японии Komatsu.
Когда появился 280-тонный агрегат, БелАЗ выпускал 9 версий самосвалов, грузоподъемность которых находилась в пределах 30-220 тонн. Сотрудники завода трезво оценивали возможность серийного производства. Техника имела различные недостатки - плохая проходимость, низкие показатели моторов, ненадежная гидравлика. Какие только попытки не предпринимали, чтобы решить все эти проблемы. В итоге было решено сотрудничать с Komatsu. Совместными усилиями был создан механизм опрокидывания кузова. Однако, по скорости разгрузки к технике все равно возникал целый ряд вопросов. Кабину на 2 места тоже создавали вместе со специалистами из Японии. В ней предусмотрели шкафчик, для складывания вещей. Кроме того, здесь был отопитель, кондиционер, магнитола, радиостанция.
В качестве силовой установки предусматривался тепловозный дизельный мотор на 3150 л.с. Специалисты внедрили в колеса 4 электромотора. Фактически, это была конструкция по типу мотор-колеса, которая состояла из мотора, двухрядного редуктора и двухдискового тормоза. Поэтому БелАЗ-75501 можно считать первым автомобилем в СССР, на котором применили дисковые тормоза всех колес. На скорости в 30 км/ч с массой 480 тонн тормозной путь составлял 25 метров.
Вскоре самосвал оснастили гидропневматической подвеской всех колес. Развивать скорость он мог до отметки в 40 км/ч, но с грузом он никогда не доходил до такой скорости. В 1991 году БелАЗ-75501 разобрали и отправили на тестовую эксплуатацию в Якутию. Самосвал сумел пройти все испытания, а после отправился на свалку, в 2002 году его порезали на лом.
Итог. Самый крупный самосвал в истории СССР был разработан Белорусским автомобильным заводом. Несмотря на успешно пройденные испытания, транспорт-гигант был отправлен на свалку.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.