Переход на четырехзначную систему номеров автомобилей в СССР

11:17 31-05-2020

Первый раз числовые номера были присвоены машинам в ноябре 1943 года, после чего Минавтопромом был выполнен переход на систему нумерации с четырьмя знаками, особенностью которой было дополнение 4 основных цифр добавочными.

Для обычного «пользователя», такие цифровые обозначения представляли собой сложную и не всегда понятную информацию, но специалистам они могут многое рассказать, и служат своего рода паспортом машины. Подобные индексы были узаконены Отраслевой нормалью, которая введена в действие в 1966 году. Разработка этого документа, согласно архивным исследованиям, произошла немного ранее.

Разработка системы нумерации. Система простых числовых обозначений для моделей разработана конструкторской группой под руководством начальника Отдела техдокументации завода ГАЗ Самуила Абрамовича Челова. Суть ее состояла в том, что за каждым заводом закреплялся свой диапазон числовых обозначений. ГАЗу был положен двузначный диапазон, всем остальным - трехзначный. ЗИС использовал цифры от 100 до 199, МЗМА - от 400 до 499 и т.д. Через 20 лет после этого события инженер Челов внес предложение о полном изменении системы нумерации машин. Рассмотрение новой концепции проводилось на заседании коллегии Комитета по автотракторному машиностроении при Совете министров СССР 11 сентября 1964 года.

Начало его доклада состояло в том, что предыдущая разработка системы нумерации машин полностью себя изжила. Основным недостатком было названо то, что имеющиеся числа обозначали исключительно завод, на котором машина была произведена, и не несли никакой информации о классе автомобиля и его эксплуатационных возможностях. Кроме того, во многих случаях подобная привязка потеряла собственную актуальность, так как производство было передано другим предприятиям. В дальнейшем, по мнению инженера, количество подобных случаев будет только возрастать.

Второй причиной необходимости введения четырехзначной системы стало появление большого количества новых предприятий, что привело к неосмотрительному расходованию номеров, и практически полному их исчерпанию.

Введение обновленной нумерации. В начале 60-х годов Человым было предложено перевести нумерацию автомобилей на четырехзначный тип. Первые два знака в ней имели прямое указание на технические детали транспортного средства, а именно класс и тип (легковой, грузовой или автобус). Информация о преимуществах данного предложения занимала целую страницу напечатанного на машинке текста. Основными среди них можно было выделить такие, как «точная классификация всех изделий и их существующих модификаций», «вложение определенного смысла в индекс, указывающий на назначение при эксплуатации».

Кроме того, в индексе автомобиля отображены его класс, вид и тип. Определение класса грузовых машин выполнялось по массе, а для легковых - по объему мотора. Всего существовало семь классов, обозначением для которых служила первая цифра номера. Для автобусов подобный параметр на тот момент не рассматривался, чуть позже им выбрана габаритная длина кузова.

Все предприятия, выпускавшие автомобили, также имели свое число. Второй цифрой обозначалось предназначение машины при эксплуатации. Третья и четвертая цифры означали собственно модель машины

Итог. Утверждение данного предложение состоялось на заседании специальной комиссии, но полноценное одобрение и введение в действие посредством выпуска Отраслевой нормали ОН-025270-66 состоялось только через два года, с 1 августа 1966 года. Активное внедрение в действие системы продолжилось и в 70-е годы.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS