18:43 03-05-2020
Закладка первого камня в постройку завода в Нижнем Новгороде состоялось 90 лет назад, 2 мая 1930 года.
Совместно с ним в фундамент было принято решение положить и государственный акт о том, что «Советским правительством было принято решение о постройке первого в СССР автомобильного завода». Каким образом строился Горьковский автозавод, и в каком состоянии он находится сейчас?
«Шквал творческих идей». В начале ХХ века отрасль автомобилестроения характеризовалась достаточно быстрым развитием в Америке и странах Европы. В начале первой пятилетки СССР демонстрировал отставание от этих стран. В 1929 году Высший совет народного хозяйства принял решение о постройке завод по выпуску автомобиля высокой мощности, годовой объем производства которого составлял бы порядка 100 тысяч автомобилей в год. Но своими силами создать такое предприятие создать было проблематично, по причине серьезной нехватки специалистов, что вынудило обратиться за помощью к компаниям западных стран. По этой причине в Америку была направлена комиссия под руководством инженера-механика ВСНХ Валерия Межлаука, который свободно говорил по-английски.
В конце мая 1029 года после непростых переговоров было заключено соглашение с компанией «Форд». Советский Союз получил право на выпуск легкового автомобиля «А», и грузового автомобиля «АА», одновременно с поддержкой специалистов и постановкой процессов производства. Строителями был выдвинут призыв в окончании стройки завода за 15 месяцев.
Танковая командировка. Запуск Нижегородского автомобильного завода состоялся 1 января 1932 года. Через несколько недель после этого события с конвейера сошел первый грузовой автомобиль НАЗ-АА (ГАЗ-АА после переименования города) грузоподъемностью полторы тонны. Полуторка, ставшая знаменитой, была признана наиболее массовой машиной советского производства первой половины ХХ века. В рядах Красной Армии на тот момент уже числилось 151 100 машин. Общее количество собранных машин на Горьковском автомобильном заводе составило 828 900. Агрегаты данного автомобиля нашли широкое применение в процессе создания военной техники, в число которой входили танки Т-37 и Т-38, РСЗО «Катюша» и другую подобную технику. Завершение сборок «полуторок» состоялось 10 октября 1949 года.
Наиболее массовым автомобилем, производство которого было налажено в довоенное время, стала легендарная «эмка», седан ГАЗ-М-1. Большая часть машин получила черную окраску. По причине активного применения сотрудниками специальных служб, в народе ее стали называть «черным воронком». Большой победой сотрудники предприятия считают освоение возможности производства мотора с 6 цилиндрами ГАЗ-11, не уступавшего в 30 годы новейшим американским моторам. До начала войны было начато производство улучшенного седана ГАЗ-11-73 с установкой обновленного мотора. Во времена ВОВ предприятие полностью было переориентировано на производство военной техники, в особенности легких танков Т-60. Его главный конструктор Николай Астров своим ходом привел его из Москвы в Нижний Новгород, чем сильно удивил главного конструктора завода.
Послевоенное время. После окончания войны была проведена серьезная работа по замене модельного ряда выпускаемой продукции. Это были ГАЗ М-20 «Победа», грузовой автомобиль ГАЗ-51 грузоподъёмностью 2,5 тонны, автомобиль представительского класса ЗИМ. В 1956 году «Победа» была заменена на «Волгу», а ЗИМ - на «Чайку».
Итог. После того, как распался СССР, предприятию пришлось пройти адаптацию к новой модели рыночной экономики. В непростое время 90-х годов спасением предприятия стал автомобиль «ГАЗель». Его серийное производство было начато в 1994 году. Тогда этот класс машин небольшой грузоподъемности приобрел высокую популярность у представителей малого и среднего бизнеса. Несмотря на все трудности, включая современное время, компания остается одним из наиболее крупных автомобильных производителей на территории Нижегородской области.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.