Что означали индексы в названии советских машин?

09:20 08-04-2020

Эта статья явно понравится тем, кто любит историю автомобилей. Если говорить более конкретно, то разберём, что такое индексы, под которыми выходили все советские машины. Что они обозначали и почему там скрывалось сочетание именно букв и цифр.

Конечно буквы могут сразу нарисовать определённую картину, но что на счёт цифр, которые к ним приписывают? Вот это интересно.

История советского автопрома - это отдельная тема, которая интересует многих. Именно тогда стало понятно, что в работе с автомобилями всё должно быть дисциплинированно, а вся продукция должна выпускать по единому стандарту. Это относилось абсолютно ко всем автомобилям и не важно на каком заводе они собирались. Для того, чтобы всё было возможно отследить, необходимо было придумать определённые индексы, это требовалось для автомобилей, для узлов, а так же для запасных частей. Документация - дело сложное, одними названиями не отделаешься.

15 ноября 1943 года появился приказ номер 554 от Наркома машиностроения С.А.Акопова, в котором регулировались основные положения нумерации деталей, узлов, агрегатов, а так же транспортных средств производства СССР. Именно это положение как раз-таки и определило в ближайшие двадцать лет то, как будет выглядеть в целом система индексов автомобильного строения СССР. Немного позже, в 1964 году, систему решили пересмотреть, а через два года был создан совершенно новый ГОСТ, которому придерживаются уже в новой стране - России и по сегодняшний день.

Теперь плавно перейдём к цифрам. Не всё так сложно, как кажется на первый взгляд. До 1943 года заводы присваивали каждому автомобилю цифровые индексы, это просто определённый порядок, по-другому никто даже не представлял как действовать ведь ни о какой унификации не было и речи. Но не забывайте, что уже через год все столкнулись со страшным словом - война. Большая часть документов была утеряна.

В итоге, получилось так, что в 1943 году Горьковский автомобильный завод имел проекты под названиями 11, 51, 63 и 67. В послевоенное время было принято решение присвоить предприятию ГАЗ нумерацию с обозначениями от 1 до 100. В то время завод пользовался достаточной популярностью, поэтому и бронь под индексы ему предоставили достаточно внушительную. На втором месте расположился завод ЗИС, ему были выделены числа от 100 до 199. ЯАЗ был не таким большим предприятием, поэтому ему предоставили только двадцать чисел (от 200 до 219). Чуть позже числа увеличили до 250. Удивительно то, что за короткий срок завод покорил сердца многих, было принято решение добавить ему ещё сотню обозначений.

А вот Ульяновский завод получил числа от 300 до 350. Число имели не только разработки, а так же тип впускаемой продукции. Первыми, кто получил индекс, стали грузовые автомобили, после легковые транспортные средства. Прицепы и полуприцепы получили цифровые обозначения в последнюю очередь. То есть как вы поняли, никакого магического значения в этих индексах совершенно нет. Это просто порядок для того, чтобы специалисты могли чище и проще вести документацию.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS