00:53 20-11-2019
Если кто-то из молодых сегодня думает, что каршеринг - это новомодная придумка современных маркетологов, то сильно ошибается. Подобная услуга пользовалась неплохим спросом еще в советские времена. Только называлась просто - прокат.
В те годы вообще было модно брать предметы быта напрокат - и недорого, что для небогатых советских семей было актуально, и удобно. Попользовался, когда нужно, - вернул. Пусть теперь однопартиец попользуется.
Брали холодильники, телевизоры и многое другое, на что не всегда хватало денег, чтобы купить. Если помните, в мультфильме «Трое из Простоквашино» Матроскин напрокат даже корову взял. То же самое было и с автомобилями, за которыми в СССР вообще нужно было стоять в очереди годами. Поэтому прокат машин пользовался популярностью.
Такая услуга появилась еще в 50-е годы и была доступна поначалу только жителям Москвы. Сначала счет автомобилей шел на десятки, потом на сотни. Спустя несколько лет стала расширяться география советского каршеринга, взять машину во временное пользование могли даже жители Урала.
В парке прокатных заведений в первые годы были ходовые легковые автомобили тех лет: «Победа», 21-я «Волга», 407-й «Москвич». Со временем стали предлагать знаменитый внедорожник «ГАЗ-69», который в народе называли «козликом». Этот автомобиль часто выбирали любители, как сказали бы сейчас, экстремального отдыха, а тогда это была просто любая поездка за города на рыбалку, охоту или за грибами. С дорогами тогда все было еще хуже, чем сейчас.
По своим условиям услуга была похожа на нынешнюю. Арендовать машину можно было как на несколько часов, так и на несколько месяцев. В зависимости от местоположения пункта проката, условия предоставления автомобиля могли быть разными. Где-то было достаточно предъявить водительское удостоверение, а где-то предъявляли дополнительные требования, например членский билет туристического клуба и тому подобное.
Цена за прокат зависела в основном от километража. При этом за заправку арендатор платил сам, что, впрочем, с учетом советских цен на бензин был не особенно накладно. Если машину брали на долгий срок, то и такие хлопоты как замена масла по сезону водитель должен был взять на себя.
Самым доступным был «Москвич», его можно было арендовать на сутки по таксе 1,20 рубля, а затем доплатить еще 2,4 копейки за каждый километр, если срок проката не превышал 10 дней. При более длительном использовании водитель платил уже по 90 копеек за день. В общем, в сравнении со стоимостью автомобиля, даже при условии небольших зарплат у жителей СССР это было более-менее доступно. Более солидные автомобили, вроде 21-й «Волги», обходились уже подороже - почти 3 рубля в сутки.
За порчу госимущества были предусмотрены очень суровые штрафы, поэтому случаев, когда прокатные машины разбирали на запчасти, вопреки сложившимся мифам, было немного. К тому же в этой службе чаще всего предоставлялись уже не новые автомобили, так что навариться на них было сложно.
С годами, правда, прокатная система стала давать сбои, особой прибыли от этой деятельности в бюджет не поступало, автопарк изнашивался. Поэтому большого развития в последующие советские годы эта услуга не получила, хотя просуществовала до 80-х годов, сохранившись главным образом для иностранных туристов. Это отсылает нас к еще одному памятному эпизоду из кинематографа, связанному с каршерингом в СССР, когда гостья из Италии в фильме «Приключения итальянцев в России» взяла напрокат «шестерку», а затем разбила ее вдребезги, когда уходила от погони. Как решался вопрос с возмещением ущерба, в кино нам не рассказали.
Но что касается каршеринга, то в наши дни история, как мы видим, получила продолжение. И надо признать, что услуга вновь популярна.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.