20:44 30-05-2019
ДТП со смертельным исходом, совершенное в нетрезвом виде, в России по сути приравняют к убийству. Максимальное наказание пьяному виновнику в случае, если в аварии погибнет два и более человек, составит 15 лет лишения свободы.
Соответствующий законопроект принят во втором чтении на этой неделе в Государственной думе. Есть вероятность, что в третьем окончательном чтении поправки будут утверждены уже в этом году.
Напомним, на сегодняшний день пьяным виновникам ДТП, если причинен тяжкий вред здоровью, грозит до четырех лет лишения свободы. В новой редакции срок увеличится до семи лет. Если в ДТП погибнет один человек, нетрезвый водитель может сесть на 12 лет (сейчас - до пяти лет колонии). В случае гибели в аварии двух и более лиц, максимальный срок лишения свободы с увеличится 9 лет до 15.
Постоянное ужесточение наказаний за «пьяные» ДТП имеют большую историю в нашей стране. Давайте вспомним, когда и почему пьяного водителя стали называть, ни много ни мало, убийцей за рулем.
Пьянству - бой
Первое разделение степени вины водителей под градусом и трезвых в СССР произошло в середине 50-х годов прошлого века. До тех пор обе группы несли наказание на общих основаниях. Но в 1956 году за езду в пьяном виде стали на год лишать водительских прав.
Ужесточение меры произошло спустя 12 лет, когда за повторное нарушение, совершенное за год, гражданина могли посадить за решетку на срок до 12 месяцев.
В середине 80-х к лишению водительского удостоверения добавился солидный по тем временам штраф от 30 до 100 рублей.
В 90-е в условиях инфляции суммы штрафов менялись, привязывались к минимальному размеру оплаты труда. Также увеличивались сроки лишения прав - до трех лет.
В начале 2000-х с активным ростом автомобилизации в стране и параллельным обострением проблемы пьянства за рулем потребовалось вводить более суровые наказания. Помимо роста суммы штрафов (который, как многие наверняка помнят, привел к разгулу коррупции на дорогах) появилась такая мера как административный арест на 15 суток.
Приравнять к убийству
В то же время смертельные случаи в результате ДТП с пьяным водителем все эти годы трактовались как причинение смерти по неосторожности, и наказание было относительно мягким.
Однако в 2009 году ДТП со смертельным исходом, совершенное в нетрезвом виде, стало самостоятельным уголовным преступлением, максимальное наказание по которому составляло 9 лет лишения свободы.
С учетом того, насколько серьезно стояла проблема смертности на дорогах, в том числе по вине пьяных водителей, большинство россиян с одобрением встретила президентский указ. Однако снижение числа нетрезвых водителей за рулем происходит не теми темпами, на которые рассчитывали законодатели. При этом около 80% нарушителей попадаются пьяными за рулем повторно.
В 2014 и 2015 годах приняты новые пакеты законопроектов, призванные воздействовать на тех, кто привык садиться за руль с пьяном виде. Уже даже за сам факт вождения «подшофе», если водитель попался во второй раз, карается крупными штрафами и лишением свободы на срок до двух лет, не говоря о лишении водительских прав на три года.
При этом в разные годы допустимая норма алкоголя в крови незначительно менялась, пока не дошла до нулевого показателя. То есть сегодня, грубо говоря, водитель не имеет права сделать даже глоток пива.
Вопрос о целесообразности установки нулевого промилле по-прежнему остается дискуссионным. Однако никто не будет спорить, что проблема смертности в пьяных ДТП в России себя отнюдь не исчерпала. И те, кто в таких авариях потерял близких людей, поддержат любые меры, которые выглядят эффективными. Вот только подействует ли очередное ужесточение закона, пока предсказать сложно. Скорее всего, как это обычно бывает, кардинально изменить ситуацию можно комплексными решениями. Поскольку пьянство за рулем - это социальное явление, говорящее о низком уровне общей культуры.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.