Шесть степеней свободы: что обозначает каждый уровень системы автопилота

13:51 06-05-2019

Ведущие автомобильные гиганты активно устанавливают системы автопилота на свои новые транспортные средства. В настоящее время представлены 6 уровней автоматизации, которые в значительной степени друг от друга отличаются.

Ошибочно думать, что к нулевому уровню автоматизации вождения относятся все примитивные автомобили. Даже несмотря на то, что данный уровень автоматизации имеет низкий статус в иерархии, он подразумевает наличие ряда современных систем. В автомобиле как минимум должны присутствовать: система контроля мёртвых зон, функция предупреждения о выходе из занимаемой полосы и экстренное автоматическое торможение.

Водитель должен понимать, что возможности у нулевого уровня автопилота минимальные. В данном случае автомобилист полностью берет управление в свои руки. За рулём он всё выполняет самостоятельно. Единственное, за что ответственна система - это за торможение. Опять же, тут нужно учитывать тот момент, что торможение случится только в самый последний момент. Обычно система работает исключительно в ограниченном диапазоне скоростей. Зачастую в городских поездках, где скорость транспортного средства не превышает 60 км/ч.

Для того, чтобы вы понимали, "Волга" и даже некоторые современные иномарки - это совсем не нулевой уровень автоматизации, а максимум "минус первый".

Нельзя говорить, что автопилот первого уровня отличается чем-то сверхъестественным. Он практически ничего не делает самостоятельно. Водитель так же должен отвечать за управление своего транспортного средства. Ничего не меняется: ноги на педалях, руки на руле, а глаза на дороге. Автопилот первого уровня помогает подруливать, а также немного ускоряться и тормозить. И здесь есть свой подвох, ведь водитель должен выбрать что-то одно из предложенного списка.

Для того, чтобы быть причисленным к первой стадии автоматизации, автомобиль должен как минимум иметь адаптивный круиз-контроль, который может поддерживать определённую скорость и соблюдать дистанцию до автомобиля, который едет впереди. Если водитель решил, что его транспортное средство будет двигаться со скоростью 100 километров в час, а транспортное средство впереди едет со скоростью 90 километров в час, то "круиз" должен вычесть из заданной скорости 10 километров в час. Транспортное средство может ехать свободно с установкой 100 км/ч исключительно по свободной полосе.

Второй уровень автопилота - это уже совсем другая история. В этом случае умный круиз-контроль и система подруливания функционируют вместе. В настоящее время в Европе, а так же японские автопроизводители устанавливают систему на хэтчбеки В-класса. Наверное говорить об автомобилях, которые относятся к премиум классу и выше не стоит. Если говорить более простым языком, то автомобиль, который относится к данному уровню, может при определённых условиях ехать самостоятельно. Но водитель при этом должен быть предельно внимательным. Убирать руки с руля запрещается. Говоря об отечественном автопроме, то на рынке РФ такими способностями обладают среднеразмерные кроссоверы в дорогих комплектациях.

Автопилот третьего уровня, который является четвёртым по счёту, уже можно назвать экзотикой. Ведь он позволяет водителю расслабиться за рулём. Водитель может довериться полностью своему транспортному средству и некоторое время не следить за дорогой. Для того, чтобы понять возможности автопилота, вам нужно вспомнить адаптивный круиз-контроль с функцией движения в пробке. Автомобиль, благодаря установленной в него системе, самостоятельно понимает когда поток начинает двигаться вперед, после чего трогается с места.

Но тут нужно помнить, что для того, чтобы полностью забрать управление у водителя, автопилот должен чётко видеть все разметки, чтобы следовать им. Как показывает практика, системы данного класса не всегда нормально реагируют на нештатные ситуации. Так, совершенно непонятно как поведет себя автомобиль, когда перед ним резко перестроится в ряд другое транспортное средство. Точно так же, как система автопилота 3 уровня совершенно не понимает, что перед красным сигналом светофора нужно останавливаться, ведь такой информации в ДНК не заложено. Единственное, что может выручить в такой ситуации - это звуковое предупреждение. Водитель, услышав его, должен немедленно взять управление в свои руки.

На сегодняшний день автопилот третьего уровня устанавливают практически на все дорогие автомобили. Речь идёт не только о премиальных марках, например, автопроизводитель Volkswagen устанавливает его на большинство своих моделей, включая Touareg последнего поколения.

Четвёртый и пятый уровни автоматизации вождения на серийные автомобили пока не распространяются. Это совершенно иной уровень, который позволяет транспортному средству передвигаться абсолютно без человеческой помощи. Четвёртый от пятого отличается лишь тем, что он рассчитан на работу на закрытых пространствах, либо способен следовать по определённому маршруту. Пятый уровень можно назвать абсолютно самостоятельной системой высшего уровня развития.

Производители активно рекламируют современную систему автопилота. Но совершенно непонятно на ком будет лежать ответственность в случае аварии. Ведь водитель может спокойно отдыхать в своём автомобиле, двигаясь к нужному пункту, то есть он полностью доверяет тому, что предлагает ему один из автопроизводителей. Транспортные средства с автопилотом такого уровня развития могут совершенно не иметь руля и даже педалей.

Скорее всего, автопилоту полностью можно будет доверять только тогда, когда на дорогах будут доминировать роботы. Возможно уже в ближайшем будущем законодательный вопрос по отношению к беспилотному транспорту решится и следующее десятилетие автопроизводители посветят исключительно электромобилям и усовершенствованию систем автопилота.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS