03:39 01-04-2019
Чтобы узнать, как тестируют шины в Заполярье, мы отправились в финский городок Ивало на крупнейший испытательный полигон White Hell, принадлежащий компании Nokian Tyres.
Текст: Олег Алексеев, специально для CAR.ru
Фото: Олег Алексеев и Nokian Tyres
Первым нам достается, как сначала показалось, самый простой маршрут. Ряд разноцветных Audi RS5 первого поколения в фирменных расклейках ожидает на парковке у главного офиса полигона. Вспоминаю, что на эту модель ставили двигатель V8 мощностью 450 л.с. и семиступенчатый S-tronic, значит поездка не будет скучной.
Все машины обуты в нешипованные зимние шины Nokian Hakkapeliitta R3, спроектированные специально для легковых автомобилей. Инструктор приглашает участников рассаживаться за руль, а сам занимает место в первом RS5. Вереница выезжает на заснеженную дорогу, головной автомобиль задает темп движения всей колонне.
Отмечаю, что в салонах нет раций, поэтому главное, не потеряться! А видимость неважнецкая. Вокруг абсолютная белизна, глаза привыкают не сразу, и границы между дорогой и брустверами на обочине поначалу распознаются плохо. Иногда встречаются редкие дорожные знаки, сообщающие о том, что мы находимся на дороге общего пользования. Да тут со встречной машиной трудно разъехаться!
Но финнам не привыкать, и наш инструктор ускоряется, да так, что вскоре в снежной пелене его габаритные огни пропадают из виду. Пытаемся догонять. Отмечаю, что несмотря на внушительную мощность двигателя, даже при резком ускорении «эреска» почти не пытается уйти в занос, настолько цепко шины держат дорогу.
Тем временем, скорость больше сотни, влетаем на подъем, и неожиданно видим перед собой почти остановившуюся машину с инструктором. Резкое торможение, и под стрекот АБС наш RS5 останавливается почти у бампера ведущего. Оказывается, на дороге внезапно появился олень, животное в этих краях уважаемое и почитаемое. А ведь предупреждали быть осторожнее, да и знаки периодически напоминали об опасности…
Парадные въезды на территорию (всего их два) обозначены арками с надписью White Hell, недвусмысленно намекающей на непростые условия. Надеюсь, что название ассоциируют не с известным фильмом ужасов «Зеленый ад» 80-х годов. Инструкторы развеивают мои сомнения, говорят, White Hell получил имя с оглядкой на знаменитый немецкий автодром Нюрбургринг, который прозвали Green Hell за сложную конфигурацию трассы. Но на севере главную сложность представляет климат. Температура в Лапландии может колебаться до 40 градусов течение дня, а зимой приходится мириться с полярной ночью. Испытания ведут ежедневно, всего в холодный сезон через руки испытателей проходят более 20 000 шин. Площадь полигона составляет 700 гектаров, для сравнения, это почти в три раза меньше Подмосковного Автополигона НАМИ, однако по протяженности трасс «Белый Ад» ничуть не уступает. Общая длина тестовых дорог более 100 км.
Здесь красиво в любое время года. Зимой местность превращается в настоящую сказку - бескрайние белоснежные поля, покрытые льдом озера и деревья, укутанные пушистым снегом. Снежные спуски и подъемы, лесные дороги, озера - естественный рельеф позволяет проверять практически любые свойства шин, от сцепных свойств до проходимости.
У главного офиса расположен стенд со схемой полигона. Количество объектов впечатляет. Всего здесь 46 испытательных треков, моделирующих разнообразные условия движения. Особняком стоит специальный крытый тоннель длиной 600 м с искусственным льдом, где проверяют разгонные и тормозные характеристики в любое время года. Но сейчас он не работает, ведь льда достаточно на многочисленных озерах.
И мы отправляемся на одно из них, где предлагают наглядно сравнить поведения автомобиля с разными типами шин. Нас ждут три Volkswagen Golf, обутых соответственно во всесезонные, зимние нешипованные и самые новые шиповки Nokian Hakkapeliitta 9.
Сравнительная прямая, обозначенная конусами, поделена на три участка - чистый лед, микст и рыхлый лед, - их готовят с помощью специальной техники. Автомобили ведут себя ожидаемо - движение по льду на всесезонке напоминает компьютерную игру о гонках в космосе.
Задаю импульс с помощью манипуляций педалями и коробкой, и надеюсь только на первоначальную траекторию: попытки поймать «Гольф» заканчиваются неудачей. Так называемая «липучка» возвращает контроль над автомобилем, ну а девятая «Хакка» с шипами позволяет ехать наиболее стабильно и уверенно.
Настоящий адреналин и драйв ждал нас на другом озере, где у Nokian организован настоящий ледовый трек. Осталось задействовать судейскую бригаду, и хоть сейчас проводи зимние кольцевые гонки.
Здесь проводят тесты на управляемость, причем в качестве «инструмента» выступают Audi RS4 с восьмицилиндровыми двигателями и механическими коробками, шины разумеется, шипованные. Ознакомительный круг еду с испытателем за рулем. Скорость всего около 40-50 км/ч, но по ощущениям много больше. Впечатляет невозмутимость и спокойствие, движения рулем выверены и точны. Автомобиль четко прописывает траекторию, как говорится, держак отменный!
Дальше были несколько самостоятельных кругов, касания брустверов и отчаянный вылет в сугроб из-за перебора со скоростью. Интересуюсь, почему они и здесь не используют рации, ведь трасса просматривается только частично. Как узнать, что кого-то развернуло поперек? Финн невозмутимо пожимает плечами, и косится на ратрак, постоянно курсирующий по озеру, и по всей видимости, выполняет наблюдательные функции. Отчаянные ребята, недаром история автоспорта знает так много финских фамилий.
На закуску нам предложили почувствовать себя гонщиками, и поездить на настоящих ралли-карах Volkswagen Golf и Seat Ibiza с каркасами безопасности и шинах с боевым 4-миллимеровым шипом. Опуская восторженные междометия, скажу только, что к такому автомобилю надо прикатываться, и ведет он себя совершенно иначе. На этом развлекательные упражнения подошли к концу, и нам показали главную новинку этого сезона, которая и стала официальным поводом для визита на трек.
Это новая зимняя шипованная шина для пикапов и внедорожников Nokian Hakkapeliitta LT3. Покрышка массивная, высота профиля от 65 до 85% а посадочный диаметр варьируется от 16 до 20 дюймов. Основная аудитория LT3 - владельцы SUV в Северной Америке, которые могут позволить себе недешевую шину премиального класса. Однако характеристики, которыми располагает шина, впечатляют даже на бумаге. Впервые финны применили шипы увеличенной на 4 мм высоты из нержавеющей стали, вероятность быть съеденными реагентами у них сведена к нулю. Рисунок протектора не назовешь «тракторным», тем не менее, благодаря особому дизайну канавок и ламелей снег отводится из пятна контакта гораздо эффективнее. Добавьте сюда увеличенную глубину протектора (13,5-14,5 мм в зависимости от индекса скорости), специальную резиновую смесь Arctic Grip и арамидные волокна, которыми усилена боковина, и получим надежную и прочную шину для самых сложных условий. Где еще испытать такого монстра, как не на трассах «Белого ада»?
В нашем распоряжении несколько автомобилей, в том числе Volkswagen Amarok и брутальный Ford F150 Raptor. Как и любой настоящий американский автомобиль Raptor неприлично мощен, тяжел и неповоротлив. Кажется, что это пикап для песков и широких пространств, а попадание в серьезный сугроб сразу заставит бежать за трактором.
Пробуем отключить систему стабилизации и передний мост. Под колесами засыпанная снегом дорога, автомобиль благодаря своей массе и длинной колесной базе уверенно держит траекторию, лампа ESP практически не дает о себе знать при спокойной равномерной езде.
Пытаемся сорвать в занос, благо с 411-сильным V8 сделать это не составляет труда. Дрифт происходит весьма предсказуемо без излишней нервозности, несмотря на почти трехтонную массу Raptora. Круг по замерзшему озеру подтверждает сухие строчки пресс-релиза - проходимость на снегу отменная, зацеп на льду хорош. Разумеется, можно найти более зубастые шины, но они вряд ли обеспечат тот баланс комфорта и ездовых характеристик, которые обещает новая Hakkapeliitta LT3. Кстати, производят шину на российском заводе Nokian Tyres во Всеволожске. О нем мы расскажем в отдельном материале.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.