15:38 13-12-2023
Как «лошади» под капотом Fronte SS «прогнали» с дорог Бомбея верблюдов? Как рисунок Осаму Сузуки дал старт восьмидесятимиллионному бизнесу? Как первый индийский «народный автомобиль» привнёс в общество японскую философию, и как инновации смогли одержать верх над консерватизмом? Ещё одна реальная история Suzuki, не уступающая остросюжетным болливудским фильмам: 40-летний юбилей запуска производства в Индии и выпуска Maruti 800.
В апреле 1983 года, примерно за 8 месяцев до того, как первый Maruti 800 сошёл с конвейера, был открыт предварительный заказ на автомобили. Модель сразу же стала чрезвычайно популярной. Один из сотрудников компании в то время писал: «Только в первом раунде предварительных заказов мы получили запрос на 129 000 единиц». Для Suzuki Индия стала важнейшим рынком, превосходящим рынок Японии по доходам от продаж, однако в начале 1980-х выход на него был для компании довольно неожиданным, и начало индийского этапа складывалось постепенно.
Первой вехой к заключению партнёрских отношений Suzuki с Maruti Udyog Ltd. стал легендарный пробег Fronte SS. Тогда автомобили Suzuki буквально прогремели на весь мир, и в декабре 1968 года команда, занимающаяся академическими исследованиями азиатских автомобильных дорог, спонсором которой выступал Азиатский университет, отправилась из Японии в Индию.
В конце января 1969 года их Fronte SS прибыли в Бомбей (сейчас Мумбаи) и произвели неизгладимое впечатление на местных жителей. Событие было широко освещено в прессе, ведь в то время в Индии существовало всего две устаревших модели легковых автомобилей, а дороги были заполнены верблюдами и гужевыми повозками. Эффектные красные Fronte, проезжающие по таким дорогам, буквально притягивали взгляды людей, в том числе и высокопоставленных.
В Нью-Дели Fronte также оказались в центре внимания. Сыновья премьер-министра Индиры Ганди (Indira Gandhi) – её преемник на посту Раджив Ганди (Rajiv Gandhi) и продвигавший концепцию «народного автомобиля» в Индии Санджай Ганди (Sanjay Gandhi), пригласили команду в резиденцию премьер-министра. Вместе с инженерами братья Ганди отправились в сад, где были припаркованы автомобили, и совершили на них испытательную поездку. Санджай был впечатлён ходовыми качествами Fronte и захотел заключить партнёрские отношения с Suzuki. Но тогда время ещё не пришло.
В июне 1971 года Санджай Ганди основал компанию Maruti Ltd. и начал работу по строительству завода в Гургаоне. К сожалению, в июне 1980 года он трагически погиб в авиакатастрофе, и его мечта о «народном автомобиле» для Индии воплотилась лишь через 11 лет после основания Maruti.
В феврале 1981 компания была преобразована в государственное предприятие Maruti Udyog Limited и продолжила продвигать концепцию «народного автомобиля», обратившись к автопроизводителям со всего мира с просьбой о техническом и финансовом сотрудничестве. Но и тогда появление на индийском рынке японских автомобилей произошло не сразу.
В Suzuki также получили письмо от Maruti Udyog в октябре 1981 года, однако оно не было передано высшему руководству. Лишь в конце января 1982 года один из менеджеров отдела зарубежного производства, возвращаясь на самолёте домой из командировки в Пакистан, случайно прочитал индийский еженедельный экономический журнал. Именно тогда он узнал о концепции «народного автомобиля» в Индии.
Представители компании не только направили в Maruti письма, но и посетили собеседование в посольстве Индии. Столь энергичные усилия принесли свои плоды, и Suzuki стала кандидатом на участие в проекте «народный автомобиль».
В отличие от других компаний, которые поручили переговоры своим сотрудникам, президент Suzuki г-н Осаму Сузуки по собственной инициативе самостоятельно обсудил проект от начала и до конца. Это произвело большое впечатление на исследовательский комитет. Кроме того, члены комитета имели возможность оценить все преимущества Suzuki Alto на Токийском автосалоне. По этим причинам Maruti начала отдавать предпочтение партнёрству с Suzuki.
8 марта 1982 г. исследовательский комитет во главе с Р. К. Бхаргавой (R.C. Bhargava), который позже стал председателем Maruti, встретился с занимавшим в то время пост президента Осаму Сузуки (Osamu Suzuki) в небольшом банкетном зале отеля Imperial Hotel в Токио.
Во время этой знаменательной встречи Осаму Сузуки на обыкновенной белой доске нарисовал схему завода и так подробно описал методы его работы, что индийское правительство убедилось – Suzuki та самая компания, которая искренне прислушалась к их пожеланиям и потребностям, и 14 апреля заключило с ней базовое соглашение.
Однако переговоры о том, как совместное предприятие будет работать на основе технологического альянса и участия в капитале продолжались. 2 октября в Нью-Дели состоялась церемония подписания контракта о совместном предприятии. Проект включал несколько ключевых пунктов: капитал, производимые модели, объёмы производства, показатель местного производства и совокупные капиталовложения, все они были выполнены и даже перевыполнены спустя несколько нет.
Было оговорено, что правительство Индии предоставит 74%, а Suzuki – 26% капитала, в течение следующих 5 лет он будет постепенно увеличиваться и достигнет 80 млн долларов США. Производить решили четыре модели на базе автомобилей Suzuki (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, фургон с двигателем объемом 800 см3 и полноприводный автомобиль с двигателем объемом 1000 см3). Объёмы производства планировались от 20 000 единиц в 1984 финансовом году до 100 000 единиц через 5 лет, и важной целью показателей местного производства стало достижение 90% за этот же срок.
Наконец 14 декабря 1983 года с конвейера сошёл первый Maruti 800 – первая модель Suzuki, произведённая в Индии. В церемонии приняла участие сама премьер-министр Индии Индира Ганди (Indira Gandhi). Во время своего выступления она сначала поприветствовала аудиторию на английском, а затем на хинди и выразила своё глубокое восхищение тем, что производство автомобилей началось на заводе с таким высоким уровнем организации. Премьер-министр также отметила, что «Suzuki внедрила японскую культуру работы в Индии» и поблагодарила за усилия по изменению индийской культуры труда. Это действительно было большое достижение и, пожалуй, самый большой успех Suzuki по переносу японской культуры труда в другую страну, хотя сделать это было совсем непросто.
В апреле 1983 года японские заводы Косай и Ивата начали принимать индийских коллег для обучения. Для сотрудников из различных отделов, в том числе занимающих руководящие должности, проводили различные практические тренинги, включая 6-месячные курсы повышения квалификации, а также краткосрочные и долгосрочные курсы обучения техническому управлению производством продолжительностью от 1 недели до 2 лет.
Участники учебных мероприятий лично увидели, как происходит управление на заводах Suzuki, и привезли полученные знания обратно в Индию. Они сразу же начали применять их на практике, учитывая при этом особенности местной культуры и обычаи.
Таким образом, культура труда Suzuki прочно укоренилась в Индии, и со временем другие индийские компании также пошли по пути Maruti.
Сейчас автомобильная промышленность в Индии развивается стремительными темпами, однако партнёрство с Японией, начавшееся 40 лет назад, не только продолжается по сей день, но укрепляется и «набирает обороты». В 2007 году Maruti Udyog была преобразована в Maruti Suzuki India Limited, и на сегодняшний день компания является ведущим производителем автомобилей в Южной Азии.
Помимо производства компания имеет более 2760 торговых точек, расположенных в 2313 городах Индии . В профессиональных сервисах и эксклюзивных шоу-румах, обслуживается до 27 333 306 довольных клиентов, число которых постоянно растёт и ежеминутно фиксируется на официальном сайте. Maruti Suzuki заслужила репутацию одной из лучших сетей автосервиса в стране, ведь через сервисные линии ежедневно проходит более 46 000 автомобилей.
На сегодняшний день Maruti Suzuki India Ltd. выпускает разнообразные модели автомобилей, позволяющие удовлетворить различные потребности клиентов, включая популярные хетчбеки, такие как Celerio, Baleno, Ignis, S-Presso, Swift, Alto, Alto K10 и Wagon R. Кроме того, завод производит минивэны Eeco и Ertiga, кроссоверы и внедорожники Brezza, Grand Vitara, XL6, Jimny, Fronx, Invicto, а также седаны Dzire и Ciaz. Это обеспечивает широкий выбор автомобилей для различных целей и предпочтений водителей.
Давно ушли в прошлое годы, когда Maruti Suzuki выпускала лишь несколько базовых моделей. С момента основания компании с конвейера сошли Maruti 800 (1983—2012), Maruti Omni (1984), Maruti Gypsy (1985), Maruti 1000 (1990—2000), Maruti Zen (1993—2006), Maruti Esteem (1994—2008), Maruti Baleno (1999—2007), Maruti Suzuki Wagon-R (1999), Maruti Suzuki Alto (2000—2012), Maruti Versa (2001—2010), Maruti Suzuki Grand Vitara XL-7 (2003—2007), Maruti Suzuki Swift (2005), Maruti Suzuki Grand Vitara (2007), Maruti Suzuki Swift Diesel (2007), Maruti Suzuki Swift DZire (2008), Maruti Suzuki SX4 (2008—2014), Maruti Zen Estilo (2009—2013), Maruti Suzuki Ritz (2009), Maruti Eeco (2009), Maruti Suzuki Alto K10 (2010), Maruti Suzuki Alto 800 (2012), Maruti Suzuki A-Star (2012), Maruti Suzuki Ertiga (2012), Maruti Stingray (2013), Maruti Suzuki Celerio (2014), Maruti Suzuki Ciaz (2014), Maruti Suzuki Baleno (2015), Maruti Suzuki S-Cross (2015), Maruti Suzuki Vitara Brezza (2016) и другие.
Кроме всего прочего, поражают темпы производства завода Maruti Suzuki. Например, в октябре 2023 года с конвейера сошло 176 394 автомобиля, а всего с января по октябрь 2023 года завод в Индии выпустил 1 665 530 автомобилей, что составляет более 60% от общемирового объема выпуска .
Кроме того, вместе с индийскими коллегами Suzuki активно развивает и воплощает технологии будущего в рамках своей экологической стратегии. Так, на выставке Auto Expo 2023 в пригороде Дели (Индия) состоялась мировая премьера новейшего глобального электромобиля Suzuki eVX – полностью электрического внедорожника, запуск которого планируется к 2025 году. Наряду с этим Suzuki Motor Corporation подписала меморандум о сотрудничестве с Национальным советом по развитию молочной промышленности Индии (NDDB), чтобы начать уникальный проект по добыче биологического газа. В ближайшее время эта инициатива может внести весомый вклад в возрождение сельских сообществ, создание новых рабочих мест, переработку отходов и повышение энергетической самообеспеченности в Индии, а затем и в других странах, а в долгосрочной перспективе добиться углеродной нейтральности для создания устойчивого, экологически ориентированного общества.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.