Чаевые запрещены — курить можно! Сборка в Риге, Ереване и… Болгарии! Правда и вымысел про такси ВНИИТЭ

21:17 04-04-2022

Уникальный автомобиль-такси, созданный во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики, мог стать символом Советского Союза. Создатели проекта еще на стадии разработки макета обеспечили хорошую рекламу. Конструкция такси ВНИИТЭ подробно разбиралась в журналах Motor, Quattroruote и Automotive News. Познакомиться с авто сумели даже рядовые москвичи, так как техника проходила испытания в 1 таксомоторном парке Главмосавтотранспорта.

Еще в 1950 годах советские специалисты в области автопрома установили, что условия эксплуатации автомобиля-такси отличаются от условий легкового автомобиля общего назначения - служебного или гражданского. Тогда решили, что для таксомоторного парка нужно изготовить отдельное транспортное средство. По компоновке оно не должно было напоминать обычные легковушки. Создатели определяли его к сегменту автобусов. Конструкция должна была отвечать высокому уровню надежности. Были и другие требования к транспортному средству - компактность, маневренность, вместительный салон.

Уже в 1962 году вышло постановление Совета Министров СССР о создании специализированного таксомотора. Единственный образец, который был спроектирован коллективом ВНИИТЭ, проходил эксплуатационные испытания на улицах Москвы. Его рекомендовали к созданию опытной партии на территории ЕрАЗ. Из-за организационных проблем наладить сборку так и не удалось.

a8fbe5cf2ac683802107ff7729d55946_w650.jpg

Современники вспоминали, что в этом сыграли роль многие обстоятельства. Дело в том, что сторонники прогрессивного такси до сих пор спорили с теми, кто говорил в пользу обычного транспорта. Кроме того, сборка новых автомобилей предполагала необходимость возведения нового предприятия. Еще одна важная причина заключалась в том, что за рубежом не было достаточно убедительных примеров такого вида авто. Кроме того, возникали большие сомнения в вопросе о безопасности специального такси. Известно, что сейчас собранный образец находится в Государственном Военно-техническом музее, который расположен в Московской области.

d4c8f2261a5041c62030be9e3e06dd44_w650.jpg

Автомобиль задействовал стальной несущий кузов каркасного типа и стеклопластиковые кузовные панели. Силовой агрегат создавался на основе мотора и КПП от Москвич-408. Его мощность составляла 50 л.с. Он располагался в задней части в поперечном положении. С таким оснащением автомобиль был способен разгоняться до 100 км/час. Для эксплуатации в условиях города это считалось хорошим показателем. Но слишком короткая колесная база не позволяла машине передвигаться стабильно на высокой скорости, поэтому максимальный показатель значительно ограничили.

Пассажирский отсек отделялся от водительского перегородкой. В нем предусматривалось 3-4 посадочных места. В пассажирском салоне было много места для размещения. Этого удалось достичь при помощи организации высокой крыши.

49e8c0e5869a92a25a062f6639103884_w650.jpg

Несмотря на то, что идея создания специального такси была перспективной, она не сумела дожить до серийного производства. Силовая часть в виде позаимствованного мотора и трансмиссии не сумела обеспечить высокий уровень надежности и практичности транспортного средства. Стеклопластиковый кузов тоже не довели до ума. Дело в том, что массовых моделей с таким типом кузова в то время было не так много. Как правило, это были спортивные машины, которые участвовали в соответствующих мероприятиях.

К слову, идея о создании компактного, маневренного транспорта полукапотной компоновки оправдалась в дальнейшем. Об этом говорит широкое распространение в службе такси минивэнов, особенно в Европе и Северной Америке.

110a0ee479b27217501a5b854eb3fdba_w650.jpg

Интересно то, как конструкторы отнеслись к обеспечению безопасности. Если внимательно изучить макет, разработанный в 1960 годах, где водителя разместили в переднем свесе, можно понять, что при лобовом столкновении шансы выжить приближались к нулю. Но создатель проекта имел другое мнение по этому поводу. Он считал, что более жесткая конструкция кузова, а также использование в передней стенке запасного колеса, должны были обеспечить дополнительную безопасность.

Такси ВНИИТЭ не имело привычной рулевой рейки, так как водитель располагался не в базе, а перед колесами передней оси. Рулевой вал не направили вниз, как обычно, а сделали ломаным. Предполагалось, что водитель может выходить из салона только через левую дверь, поэтому вал разместили с правой стороны - он не мешал при посадке.

fdb7bfba1831c49b04f085c35e40c292_w650.jpg

В документации к проекту перечислены меры, принятые для удобства и безопасности. В первую очередь, речь идет об изоляции водителя от пассажиров - от дыма сигарет, разговоров и инфекций. Кроме того, разделение на зоны позволяло предотвратить покушение на выручку.

В 1965 году должны были произвести 5 образцов для эксплуатационных испытаний. Выпускать наладочную партию хотели через год после этого события. В отчете 1963 года создатель проекта Долматовский отметил, что проектируемый автомобиль-такси - важный объект экспорта. В то время на мировой рынок уже поставляли модели Волга, но они имели много конкурентов. Современная разработка должна была обойти конкуренцию, благодаря высоким эксплуатационным требованиям, экономичности и оригинальности.

80be8f5ac05ff78f50e0c26c53f08e94_w650.jpg

Первый образец был представлен на заседании госкомитета, где его отметили как автомобиль с прогрессивным и современным внешним видом. Планировалось, что его внедрение в производство позволит получить высокий экономический эффект. Машина понравилась высокому совещанию, поэтому было принято решение - приступить к испытаниям на общие качества и краткие эксплуатационные испытания. Управлению по развитию автомобильной промышленности отводилось всего 30 дней, чтобы проработать 2 предложения. Первое - выбрать предприятие для участия в отработке конструкции. Второе - определить количество и характеристики опытных образцов такси.

f23d624da8ee4d4ab53db6d5be90c787_w650.jpg

Такси-ВИИТЭ-ПТ ("перспективное такси" уже летом 1965 года вышло на испытания по большому маршруту - Москва-Минск-Вильнюс-Каунас-Рига-Таллин-Ленинград-Москва. К тому моменту пробег испытаний составлял уже 3000 км.

Так как проект, связанный с испытанием техники на реальном маршруте, был достаточно ответственным, для водителей создавались инструкции с основными требованиями. К примеру, рекомендовалось доводить до автоматизма использование рычагов, кнопок и рукоятки. При маневрировании нужно было обращать внимание на то, что передняя часть кузова круто уходит в повороте - приходилось прилагать своевременные усилия для предотвращения заноса. Кроме того, водитель должен был добиваться того, чтобы пассажир оставался доволен поездкой. Была еще одна интересная фраза в инструкции - "Получение чаевых категорически запрещается".

d17ffdd28f1e1c66248cffceb0402fc7_w650.jpg

В 1965 году в Риге на Рижском опытном заводе проходило совещание и осмотр образца такси ПТ. В резолюции участники отметили, что сборка опытных образцов силами специалистов завода РАФ является возможной, но для этого требовалось создать соответствующую производственную базу. Но этот вопрос быстро забыли - выделять деньги Латвии никто не собирался, тем более на такси.

В своем отчете Долматовский отмечал, что план с такси по Еревану был утвержден, но в письме министерства такого упоминания и подтверждения не нашлось. Приблизить сборку такси на ЕрАЗе могли товарищи из Болгарии, а именно специалисты объединения "Балканкар". В 1967 году генеральный директор объединения писал во ВНИИТЭ, а в апреле приезжал на переговоры в Москву. После очередных бесед со стороны Москвы был составлен проект, который предусматривал выпуск 2 опытных партий такси - в Москве и Ереване, но этого не произошло.

Итог. В 1960 годах в ВНИИТЭ разработали специальное такси, которое имело совершенно новую компоновку. Несмотря на перспективность, идея так и не оправдала себя.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS