09:00 04-11-2021
Ранняя автомобильная советская школа не отличалась экстравагантными экспериментами. Конструкторы и дизайнеры старались идти в ногу с современными течениями создателей автомобилей из других стран. Преимущественно использовались проверенные технические решения, пусть и модернизированные.
Но порой в свет выводили смелые инновационные разработки, которые приятно контрастировали с другими моделями наперекор мировой моде. Таким примером, без сомнения, стала в свое время модель НАМИ-013, которую за глаза называли машиной будущего.
Неожиданная концепция. Начало разработки концептуального автомобиля НАМИ-013 положил Юрий Долматовский, который в 1946 году возглавлял конструкторское бюро кузовов автомоторного института.
Идея автомобиля базировалась на двух принципиальных решениях:
Такая концепция позволяла без особого труда разместить в салоне 3 ряда сидений при сохранении общей длины автомобиля на уровне обычных машин. Идея казалась на столько необычной, что у нее сразу появилось немало критиков. Тем не менее проект удалось довести до стадия утверждения в разработку.
Сразу вспоминается популярность немецкого микроавтобуса Volkswagen Transporter T1. Разработка которого началась весной 1947 года. И пусть это была коммерческая модель, принципиальные моменты в конструкции были похожи.
Легко ли строить автомобиль редкой конструкции. С учетом оригинальности конструкции, неожиданные препятствия поджидали конструкторов на каждом ходу. Так, при готовности ходовой части к испытаниям, никак не удавалось закончить работы с кузовом. Пришлось на несущее основание временно смонтировать трубчатый каркас, обшитый деревянными панелями.
Планировалось, что для размещения в хвостовой части оптимально подойдет оппозитный двигатель. Но пока его разрабатывали, пришлось временно устанавливать двигатель ГАЗ-М-20, мощность которого довели до 63 л. с. Единый модуль - мотор-коробка передач - временно разместили в кормовой части.
Первые испытания заставили пересмотреть свое отношение в установленным экспериментальным узлам, которые мешали работать частыми отказами. Вместо рулевого управления с гидроусилителем установили проверенный механизм от ЗИС-110. Подвеску упростили до традиционной пружинной конструкции.
Только через год с начала испытаний, в 1952 году, машину заново собрали в варианте с несущим кузовом. Но даже на этапе испытаний приходилось постоянно дорабатывать автомобиль. Определенным изменениям подверглись:
Даже доработанный вариант лишь условно можно было назвать предсерийным автомобилем, который скорее напоминал кустарную разработку.
Взгляд с сегодняшнего дня. Основное преимущество машины такой компоновки - вместительный салон. Но даже здесь на заднем ряду втроем было тесно, а на передний ряд нужно было протискиваться. Средний же ряд вряд ли был рассчитан на регулярное использование, так что преимущество объемного салона терялось на общем фоне.
Изначально конструкторы упустили багажный отсек. Доступ в него был только из салона (за сиденьями третьего ряда), что было крайне непрактично.
При тщательной проработке машина имела бы перспективы по ряду направлений:
Но при разработке сказалось отсутствие опыта, стесненность во временных рамках и финансировании. И возможные преимущества не были проявлены.
В качестве заключения. В конце 1953 года работы в рамках проекта НАМИ-013 свернули, хотя опыт пригодился при разработке микролитражки НАМИ-А50. Но собственного минивэна в начале 50-х страна так и не получила.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.