Фантазии об автомобиле будущего: НАМИ-013

09:00 04-11-2021

Ранняя автомобильная советская школа не отличалась экстравагантными экспериментами. Конструкторы и дизайнеры старались идти в ногу с современными течениями создателей автомобилей из других стран. Преимущественно использовались проверенные технические решения, пусть и модернизированные.

Но порой в свет выводили смелые инновационные разработки, которые приятно контрастировали с другими моделями наперекор мировой моде. Таким примером, без сомнения, стала в свое время модель НАМИ-013, которую за глаза называли машиной будущего.

022c55a6c8122acdcfb8f4ce88698e66_w650.jpg
НАМИ-013: Идея автомобиля с вагонной компоновкой

Неожиданная концепция. Начало разработки концептуального автомобиля НАМИ-013 положил Юрий Долматовский, который в 1946 году возглавлял конструкторское бюро кузовов автомоторного института.

Идея автомобиля базировалась на двух принципиальных решениях:

  • Вагонная компоновка кузова;
  • Расположение мотора в кормовой части.

Такая концепция позволяла без особого труда разместить в салоне 3 ряда сидений при сохранении общей длины автомобиля на уровне обычных машин. Идея казалась на столько необычной, что у нее сразу появилось немало критиков. Тем не менее проект удалось довести до стадия утверждения в разработку.

Сразу вспоминается популярность немецкого микроавтобуса Volkswagen Transporter T1. Разработка которого началась весной 1947 года. И пусть это была коммерческая модель, принципиальные моменты в конструкции были похожи.

01452d3ab8e459f7b8a2a68b651d3137_w650.jpg
Даже кузов долгое время не удавалось изготовить...

Легко ли строить автомобиль редкой конструкции. С учетом оригинальности конструкции, неожиданные препятствия поджидали конструкторов на каждом ходу. Так, при готовности ходовой части к испытаниям, никак не удавалось закончить работы с кузовом. Пришлось на несущее основание временно смонтировать трубчатый каркас, обшитый деревянными панелями.

Планировалось, что для размещения в хвостовой части оптимально подойдет оппозитный двигатель. Но пока его разрабатывали, пришлось временно устанавливать двигатель ГАЗ-М-20, мощность которого довели до 63 л. с. Единый модуль - мотор-коробка передач - временно разместили в кормовой части.

Первые испытания заставили пересмотреть свое отношение в установленным экспериментальным узлам, которые мешали работать частыми отказами. Вместо рулевого управления с гидроусилителем установили проверенный механизм от ЗИС-110. Подвеску упростили до традиционной пружинной конструкции.

Только через год с начала испытаний, в 1952 году, машину заново собрали в варианте с несущим кузовом. Но даже на этапе испытаний приходилось постоянно дорабатывать автомобиль. Определенным изменениям подверглись:

  • Тормозная система - ввиду низко эффективности;
  • Система охлаждения двигателя - радиатор перенесли к переднему бамперу;
  • Топливный бак - разместили в передней части с учетом малого запаса пространства сзади.

Даже доработанный вариант лишь условно можно было назвать предсерийным автомобилем, который скорее напоминал кустарную разработку.

14b037b4b004794e21cdc8114e0b0d7a_w650.jpg
Уже предсерийный автомобиль показал, что преимущества такого типа кузова не были реализованы

Взгляд с сегодняшнего дня. Основное преимущество машины такой компоновки - вместительный салон. Но даже здесь на заднем ряду втроем было тесно, а на передний ряд нужно было протискиваться. Средний же ряд вряд ли был рассчитан на регулярное использование, так что преимущество объемного салона терялось на общем фоне.

Изначально конструкторы упустили багажный отсек. Доступ в него был только из салона (за сиденьями третьего ряда), что было крайне непрактично.

При тщательной проработке машина имела бы перспективы по ряду направлений:

Но при разработке сказалось отсутствие опыта, стесненность во временных рамках и финансировании. И возможные преимущества не были проявлены.

d9f1a72569965d652444edc2dae72832_w650.jpg
НАМИ-А50 частично повторил кузов предыдущей модели

В качестве заключения. В конце 1953 года работы в рамках проекта НАМИ-013 свернули, хотя опыт пригодился при разработке микролитражки НАМИ-А50. Но собственного минивэна в начале 50-х страна так и не получила.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS