10:12 03-11-2021
В 30-х годах прошлого года известны случаи сотрудничества только начинавшего индустриальное строительство Советского Союза и немецкой промышленности. Одним из таких примеров стал заказ тяжелого гусеничного тягача для комплектования артиллерии Красной армии. Заключенный договор в 1932 году позволил машину разработать, но ее использование в дальнейшем пошло не по сценарию.
История разработки Sd. Kfz. 8. Изначально требовался 12-тонный полугусеничный тягач, который помимо буксировки артиллерийского орудия мог бы перевозить боевой расчет и некоторый запас снарядов для пушки.
В 1932 году заказ был аннулирован, хотя те наработки, что выполнили инженеры Daimler-Benz, заинтересовали немецких военных специалистов. В период с 1934 по 1936 годы машины была выпущена тиражом около 3 450 штук. При этом модель была поставлена на конвейер сразу 3 предприятий:
Помимо тягача был освоен выпуск еще нескольких модификаций, которые потребовались с учетом разработки новых военных стратегий немецкой армии.
Технические особенности. Базовая версия тягача получила маркировку DBs10. Под капотом машины разместили 12-цилиндровый двигатель Maibach HL 85 TUKRM. При рабочем объеме 8,5-литровый бензиновый двигатель выдавал 185 л. с.
Механическая коробка передач в паре с сухим сцеплением имела 4 рабочих диапазона для движения вперед и одну передачу заднего хода. Машина полной массой 12,15 тонны могла двигаться по сухому покрытию с максимальной скоростью 51 км/ч. Для преодоления 250 км полного бака объемом 250 литров едва хватало.
Передняя ось была колесной и выделялась поперечной полу эллиптической рессорной подвеской. Сзади машину в движение приводил гусеничный движетель с индивидуальной торсионной подвеской.
Рядом с водителем располагалось еще два пассажира, включая командира тягача, а всего на борту могли разместиться до 9 человек личного состава.
Появление модификаций. На основе базовой версии были разработаны несколько модификаций машины, в первую очередь при модернизации артиллерийских войск.
При подготовке к войне с Францией учитывалось, что французы подготовили хорошо укрепленную линию обороны на своей восточной границе. Имея в арсенале вооружений зенитную пушку Flak-18, немецкая армия могла поражать бетонные укрепления на расстоянии до 15 км. Но выводить на огневую точку при помощи тягача орудие было сложно и небезопасно, и тогда возник опрос о создании самоходной артиллерийской установки.
Доработки серийного тягача свелись к нескольким ключевым моментам:
Вместе с тем боевой расчет на платформе никак не был прикрыт, как и боковая, и кормовая части самой самоходной установки. Это делало боевую единицу крайне уязвимой, что, впрочем, не помешало в 1940 году выиграть сражение на реке Маас. Всего самоходных артиллерийских машин было построено не более 40 штук.
В качестве заключения. К концу войны в 1945 году на службе в войсках оставалось еще около 1 125 единиц тягачей на полу гусеничном ходу. Это доказало в целом удачность машины, которая позволяла в перемещении тяжелых орудий в любую погоду и при любом состоянии дорог.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.