02:49 27-10-2021
Несмотря на бытующее мнение, что в Советском Союзе создавались исключительно ненадежные грузовые автомобили, среди них встречались и по-настоящему уникальные модели, аналоги у которых отсутствуют до сих пор.
Ярким примером такого автомобиля служит ЗиЛ-4972, характеризующийся отличной проходимостью и применением многочисленных нововведений технического характера.
История создания. Большая часть исследователей автомобильной промышленности советского периода придерживаются мнения, что появление идеи разработки вездехода «ЗиЛ» трехосной конструкции появилась уже после распада СССР, в 1992 году. В действительности работы над проектом этого автомобиля начались в 1989 году, когда правительство страны заявило о необходимости создания специального автомобиля для поисково-спасательных нужд космической отрасли СССР, отличительной чертой которого становилась сверхпроходимость.
Первоначально модель планировалась как мелкосерийная, с объемом производства не более 300 единиц в год в разнообразных модификациях. Если бы страна не распалась, можно было бы с уверенностью говорить о том, что такое количество машин сошло бы с конвейера без особых проблем. Но все пошло не по плану.
Министерство энергетики Советского Союза также продемонстрировало заинтересованность перспективной моделью, с необходимостью поставки первых машин уже в 1990 году. Спустя два года подобные машины потребовались и МЧС РФ. Сотрудникам завода пришлось «напрячься», результатом чего стал выход следующих версий машины:
Причиной рождения такого количества модификаций стало наличие сразу нескольких заказчиков. Основным местом использования автомобиля предполагалось сделать Крайний Север, космодром Байконур и труднопроходимую местность при добыче нефти и геологических разработках.
Особенности конструкции. ЗиЛ-4972 напоминает другие подобные машины только внешностью. Если не обращать внимания на трехосную конструкцию, то кабина совершенно не напоминает об использовании на внедорожнике. Кабина имела «гражданскую» конструкцию, а в качестве силовой установки применялся двигатель ЗиЛ-645 мощностью 185 л.с. и работавший в паре с 9-скоростной механической КПП.
Для увеличения проходимости, вездеход трехосной конструкции имел все характерные для этого устройства – раздаточную коробку, бортовые и колесные редукторы и карданные передачи. Для повышения управляемости у машины было сразу два гидравлических усилителя руля и обе оси сделаны поворотными. При движении вездехода по мягкой поверхности, задние колеса двигались четко по следу передних, что увеличивало проходимость.
Добавочное оборудование. Машина оснащалась предпусковым подогревателем, лебедкой и электрофакельным устройством. В пассажирском отсеке устанавливалась плита для приготовления пищи с отдельным отопителем.
Еще одной особенностью машины становилось наличие двух электросистем: 12/24В для обеспечения электричеством мотора и 24В для всех остальных потребителей. Питание каждой системы осуществлялось двумя АКБ.
Несмотря на всю практичность данного автомобиля, в серийное производство запустить его так и не удалось – последние версии вездехода появились в 1999 году.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.