18:29 15-10-2021
В конце 1960 начале 1970 годов в Советском Союзе почти завершилось укомплектование армии легкими танками, которые могли плавать. В большинстве своем это была плавающая техника модели ПТ-76, которая создавалась в конструкторском бюро Челябинского завода. На вооружение ее приняли в 1951 году. Был и модернизированный вариант - ПТ-76Б. Его создавали инженеры и конструкторы Сталинградского транспортного завода. Но даже в то время военное руководство осознавало, что эти танки не отличались достаточной броней, поэтому не могли использоваться с максимальной эффективностью в различных сферах.
В это время начали появляться легкие бронированные машины БМП. Поэтому остро встал вопрос о целесообразности применения ПТ-76. Это была уже ненужная техника, которая не справлялась с задачами, подвластными БМП-1, которая была построена в 1966 году. Однако А.А.Гречко, маршал Советского Союза, считал, что отправлять плавающие танки данного класса в «отставку» не стоит - нужно было создать новую машину, которая имела усиленное вооружение и отвечала техническим требованиям своего времени.
Именно по его инициативе начали работать над созданием нового образца плавающего танка. Для транспорта составили иные технические требования - боевая масса не более 15 тонн, противоатомная/противоснарядная защита, максимальная скорость не менее 60 км/час по шоссе, по воде - не менее 12 км/час. На вооружение нужно было поставить 100-мм нарезное орудие Д-33, ракетный комплекс «Фагот» и 12.7-мм пулемет, который можно было использовать для стрельбы по воздушным и наземным целям. Разрабатывать новый проект предложили сразу нескольким учреждениям - ЧТЗ, ММЗ и ВгТЗ.
И.В.Гавалов стал первым, кто предложил проект под эти задачи - и не один, а сразу два. Первый - «Объект 934», который был представлен в виде машины со стандартной танковой компоновкой. Масса транспорта составляла 14.7 тонны. Вторым был «Объект 934Б». Главное его отличие от первой разработки состояло в том, что он обеспечивал повышенную защиту для экипажа - броневую и противоатомную. Расчетная масса составляла не более 14.2 тонны.
Комиссия с небольшими замечаниями одобрила только первый вариант. Уже 10 июня 1970 года «Объект 934» и «Объект 788» представили техническому совету министерства оборонной промышленности. Предпочтение отдали разработке И.В. Гавалова. После длительных споров по поводу концепции нового танка были выдвинуты другие технические требования по массе и вооружению машины. Но по заключению НИИ МО, выбор сделали в пользу 100-мм пушки и 7.62-мм пулеметом. Первый и единственный в своем роде образец «Объекта 934» построили лишь в 1975 году. Он успешно прошел цикл испытаний, но на вооружение Советской Армии его так и не приняли.
Вес танка составлял 17.5 тонны, он мог выдерживать прямое попадание бронебойных снарядов до 23 мм на дистанции от 500 метров. В качестве дополнения к технике предлагался зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3». В оснащении предусматривался дизельный мотор, который обеспечивал максимальную скорость по шоссе в 70 км/час, а запас хода до 600 км. Несмотря на то, что технику не приняли на вооружение, впоследствии из нее позаимствовали много конструкторских решений для создания «Объекта 688» и БМП-3. Единственный построенный экземпляр сейчас находится в выставочном комплексе музея на Кубинке.
Итог. «Объект 934» - проект легкого плавающего танка, который был построен во второй половине 20 века. Несмотря на то, что машина отвечала всем требованиям, она так и не пошла на вооружение.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.