«Коминтерн» — экспериментальный тягач-автобус-танк

17:50 12-10-2021

Гусеничный трактор или армейский тягач - это не оружие. Такого мнения придерживается большинство, в том числе историки. Однако в Советском Союзе были исключения. Некоторые разработки в данной сфере полностью отвечали параметрам проходимости и грузоподъемности, но могли были способны выполнять и другие функции. Речь идет о модели «Коминтерн». Назвать такой транспорт обычным средством передвижения или буксировки было бы неправильно. Этот тягач был приспособлен для выполнения армейских задач. В условиях полного бездорожья, когда даже мощные грузовые автомобили не могли проходить успешно, этот тягач был способен преодолеть грязевую ванну.

699f55ebbd2fe02da90285e7bfe0d1f1_w650.jpg
На пути к конвейеру Харьковского паровозостроительного завода техника постоянно модернизировалась

Главная особенность оригинальной разработки заключается в том, что ходовая часть была позаимствована у танка Т-24, который производился еще во времена 1930 годов. Причин для такого решения было несколько. Сам танк выпускался небольшой партией, поэтому нужно было продемонстрировать его потенциал в другом исполнении. Кроме того, на создание армейского тягача конструкторам НАМИ и ЗИС отвели только 3 месяца. Именно сжатые сроки послужили тому, что из имеющейся в наличии техники нужно было искать подходящую ходовую часть.

На пути к конвейеру Харьковского паровозостроительного завода техника постоянно модернизировалась. Изначально в оснащении хотели представить двигатель ЗИС-16 мощностью 85 л.с., который до этого применялся в конструкции одноименного завода. Но для буксировки тяжелых орудий такой отдачи было недостаточно. Поэтому пришлось дорабатывать мотор при помощи установки головки блока цилиндров. Среди других изменений - новый распредвал с более широкими фазами газораспределения, чугунные поршни. В результате после всех работ двигатель выдавал 90-92 л.с. Этого было достаточно для буксировки транспортных средств весом до 12 тонн.

419bb2680082a8bee70cc7fd6a57d082_w650.jpg
Если рассматривать технические характеристики, транспорт с 5-ступенчатой коробкой передач при движении по дороге мог развивать 30 км/час

«Коминтерн» имел еще один признак гибридности - переделанная деревянная кабина, которую взяли у модели ЗИС-5. Снаружи ее отделали металлом, поэтому техника производила хорошее впечатление. Но изменение общей компоновки стало причиной того, что место водителя разместили с правой стороны. Среди достоинств - возможность открыть все окна. На скамейках в грузовом отсеке мог размещаться артиллерийский расчет в полном составе. Кроме того, тягач дополнили съемным тентом и откидной борт.

Если рассматривать технические характеристики, транспорт с 5-ступенчатой коробкой передач при движении по дороге мог развивать 30 км/час. В условиях пересеченной местности этот параметр не сильно отличался - 18-20 км/час. Хороший запас тяговых усилий отмечался на любой передаче. В военных условиях проблема с нехваткой топлива возникала часто, но мотор в этой разработке мог работать не только на всех сортах бензина, но и на едкой смеси в виде керосина, бензина и лигроина. Единственным минусом был повышенный расход горючего.

fe72e23f01f6b07f932707b3f2f27130_w650.jpg
К победному 1945 году из них сохранилась только треть

Выпуск прекратили в 1940 году, так как на смену выдвинули более мощный тягач «Ворошиловец». Нет точной информации, сколько экземпляров было выпущено с конвейера за 6 лет, так как определенная часть использовалась в промышленности. Но в начале войны в войска было принято 1500 единиц техники. К победному 1945 году из них сохранилась только треть.

Итог. «Коминтерн» - необычная разработка 1930 годов, которая принимала участие в войне. Экспериментальный тягач совмещал в себе сразу несколько видов транспортных средств и справлялся с любыми задачами в условиях бездорожья.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS