Какими были мопеды с педалями в СССР

15:35 11-10-2021

Советское время было уникальным периодом, когда детей можно было увлечь обычным велосипедом, а тем более мопедом. Такая роскошь была не у каждого в семье, а если и была, то эксплуатировалась бережно - чтобы надежно отслужить 10 и более лет и перейти из поколения в поколение. Современных детей не удивляют даже подарки в виде телефонов почти за сотню тысяч рублей.

6907cd9148712f13215123baa99e949d_w650.jpg
Модель В-901

Главная мечта советского подростка - мопед. Это был такой транспорт, который вроде напоминал велосипед, но оснащался мотором и мог развивать более высокую скорость без дополнительных физических усилий. Сегодня мало кто знает, что еше до массового распространения мопедов, оснащенных кикстартером, были популярны мокики на педалях. Про такие транспортные средства даже придумывали шутки вроде «2 метра едешь, 10 метров крутишь».

Такое интересное высказывание применялось к ним, потому что для работы силовой установки нужно было интенсивно покрутить педалями. Первенцами среди мопедной техники в СССР стали обычные велосипеды, конструкцию которых дополнили моторчиками. В народе такие разработки получили весьма оригинальное название - дырчики. Изначально такая техника изготавливалась народными умельцами, которые желали предать велосипеду больше жизни и сделать его более универсальным транспортным средством. Первый советский дырчик, который был создан в производственно-заводских масштабах - В-901. Его сборкой занимался Харьковский велосипедный завод в 1958 году.

cf82393bb6954a1723907d81b5286184_w650.jpg
Модель МВ-042

Дальнейшую инициативу по сборке дырчиков перенял Львовский велозавод. Он выпустил модель МВ-042 «Львовянка». Здесь инженеры не только ставили мотор, но и пытались придать транспорту очертания настоящего мопеда. Первым полноценным мопедом в СССР стала «Верховина-З», которая выпускалась Львовским велосипедным заводом. Выпускался мокик с 1970 по 1973 год. Этот «железный конь» оснащался мотором Ш-51, который был способен разгонять его до 50 км/час. В паре функционировала 2-скоростная коробка передач. Основными конкурентами для продукции в тот момент были модели Рижского мотозавода. Последние по качеству применяемых материалов превосходили противников.

Наиболее привлекательной и массовой моделью времен рассвета веломопедов стала «Рига-13». Его представили в 1983 году. Мокик оснастили мотором Д-8 и набором осветительных приборов. Кроме того, техника получила высоковольтный трансформатор, который позволил привести в порядок катушку зажигания. Двигатель у мопеда имел мощность 1.3 л.с., что позволяло разгоняться до максимальных 40 км/час.

39ae6fa238a2cf7b93446fe74e438f85_w650.jpg
Модель Рига-13

Умеренные скоростные показатели сделали эту модель особенно популярной среди молодежи. Официально Рига-13 является последней моделью, двигатель у которой приводился в движение посредством вращения педалей. Серийное производство продолжалось вплоть до 1998 года.

Итог. В Советском Союзе большое распространение получили мопеды, двигатели которых приводились в движение путем вращения педалей. Это был период перехода от велосипеда к полноценным мопедам.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS