ГАЗ-55 — фронтовая скорая помощь

14:55 11-10-2021

Любая война в прошлом веке требовала от сторон хорошей боевой подготовки. Создавать нужно было не только ту технику, которая использовалась для ведения боевых действий, но и ту, которая позволяла вывозить пострадавших солдат. В конце 1930 годов, во время боев на Халхин-Голе, верховное главнокомандование советской армии убедилось в том, что использование грузового транспорта ЗИС-5 и ГАЗ-АА полностью непригодно для вывоза с полей сражения раненых солдат. Особенно, если такие ранения были тяжелыми. Поэтому приняли решение о создании специального транспорта, который мог успешно справляться с такими задачами.

f5eac9d0d9b59cf1cb4c80dcce2442f0_w650.jpg
Если оценивать разработку по паспорту, вместимость войсковой скорой помощи составляла 10 человек

Потери личного состава, особенно с наступлением Великой Отечественной войны, были большой проблемой. Тогда каждый красноармеец был на счету. Довольно быстро устаревшую грузовую технику заменили на специальный транспорта, созданием которого занимались на Горьковском автомобильном заводе. Это были знаменитые санитарки, получившие имена ГАЗ-55. В период с 1938 по 1950 год было выпущено 12 000 экземпляров.

Если оценивать разработку по паспорту, вместимость войсковой скорой помощи составляла 10 человек. Но в реальности данный показатель оказался меньше - на откидных скамьях можно было разместить 8 раненых. Если применялся вариант с 5 сиденьями и 2 подвешенными носилками обеспечивал только 7 мест. Очевидно, что создатели транспорта в процессе расчетов учитывали в кабине водителя и санитара.

d339bee12100b46c817515914003ff53_w650.jpg
При жестком режиме эксплуатации выхлопные трубы у ГАЗ-55 могли прогорать и разгерметизироваться

Отличием ГАЗ-55 стала неповторимая прыткость. На шоссе максимальная скорость составляла 50 л.с. Изначально транспорт оснащали агрегатом мощностью 40 л.с. Дальность автономного пробега без заправки составляла 215 км. Снаряженная масса транспорта - 2370 кг. Простые грузовики во многом уступали разработанной машине. Во-первых, она не виляла в движении и не подкашивалась. Во-вторых, кузов не раскачивавался. С разбитой фронтовой дорогой санитарка справлялась более успешно, чем предшественники. К тому же, транспортное средство имело собственное отопление, которое функционировало от отработавших газов.

Но были у системы отопления и недостатки. При жестком режиме эксплуатации выхлопные трубы у ГАЗ-55 могли прогорать и разгерметизироваться. Из-за этого угарный газ моментально наполнял кузов. От подобной отопительной системы в скором времени решили отказаться. В качестве безопасной альтернативы приняли обычные печки-буржуйки. Горьковский автозавод успешно справлялся с выпуском этой техники, но с 1942 года ее начали лишать мягкой подвески в целях экономии и большего ускорения выпуска. Свой вклад в поставки для фронта делали и другие автопредприятия. Несмотря на прилагаемые усилия, почти везде ощущался дефицит техники для спасения людей.

b1b70de8bda80ddf4d6e5830f0f46ddf_w650.jpg
Фронтовая неотложка стала первой в ряду массовых санитарных автомобилей, которые спасали людей

Большая часть выпущенных в довоенное время неотложен была потеряна во время летних боев 1941 года. Часто технику немцы захватывали прямо в автопарках. Такие санитарки охотно служили новым владельцам и даже получали немецкие номера. В 1942 году на ГАЗ перестали изготавливать передние крылья методом глубокой штамповки. Решили перейти на более дешевую технологию сгибания плоского листа. Всего через год санитарка лишилась одной фары и передних тормозов.

Фронтовая неотложка стала первой в ряду массовых санитарных автомобилей, которые спасали людей. В мирное время она напряженно эксплуатировалась в больницах и санаториях. До нашего времени оригинальные экземпляры не дожили из-за интенсивного использования. В музеях очень часто бывают представлены «новоделы» - автомобили, построенные в современное время по образцу. В них есть большое количество несовпадений.

Итог. ГАЗ-55 - санитарный автомобиль, который спасал тысячи жизней во времена Великой Отечественной войны. Разработка этой модели велась длительное время - из конструкции для удешевления производства постоянно убирали отдельные комплектующие.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS