«Крокодил» — как АвтоВАЗ разрабатывал экспериментальный ВАЗ-Э2121

13:28 08-10-2021

кКомпания АвтоВАЗ имеет длинную и весьма интересную историю. Этап становления кажется не таким сложным, как у других производителей того времени, но не лишен различных испытаний. Многие знают, что единственной моделью АвтоВАЗа, которая разрабатывалась без участия иностранных компаний, является ВАЗ-2121. Это уникальный в своем роде внедорожник, ставший символом отечественного автопрома во второе половине прошлого века. На его основе разрабатывали различные модификации, направляемые на службы в отдельные ведомства. Но мало кто знает, как выглядел "предок" модели.

a336d6bda1d35764b89a6b757c609ade_w650.jpg
По внешнему виду прототип больше напоминал модель Renault Rodeo 1970 года

Для первого прототипа знаменитой Нивы, которая еще тогда носила индекс ВАЗ-Э2121, разработчики придумали весьма оригинальное название - "Крокодил Гена". Именно так конструкторы между собой называли разработку, в которой сейчас нельзя узнать ничего от привычного многим отечественного внедорожника, запущенного в серийное производство.

По внешнему виду прототип больше напоминал модель Renault Rodeo 1970 года выпуска или Citroen Mehari 1968 года. Первый вопрос, который всегда встает при упоминании прозвища, - за что автомобиль назвали "Крокодилом Геной"? Самая главная причина - цвет кузова ярко-зеленого оттенка. Кроме того, автомобиль был собран на заводе в 1971 году. Именно в это же время появился мультфильм про Чебурашку. И э то еще не все интересные факты. Вместе с этим прототипом на заводе разрабатывали экспериментальный малолитражный автомобиль ВАЗ-Э1101, который получил связанное прозвище - "Чебурашка". Именно так на свет появилась парочка из мультика. Интересно, что автомобиль внешним видом напоминал персонажа, в честь которого был назван - такой же прищур глаз и ярко-зеленый цвет.

0a23e3be5aec4f3be68f2fe0aeae3361_w650.jpg
В ходе тестов специалисты выявили некоторые недоработки транспорта

"Крокодил Гена" для своего времени был инновационным автомобилем. Поэтому разработчики не стали сидеть на месте - приступили к созданию нового цикла испытаний. В экспериментальном прогоне совмещали методы проверки легковых автомобилей и грузовиков. Именно так появилась в СССР новая категория транспортных средств - "легковой полноприводный".

Уже в 1974 году было построено 15 образцов, которые сразу отправились на испытания в самых жестких условиях. Небольшая партия отправилась на Урал зимой - здесь "Крокодилы" рассекали 4000 км по горам и снегу. Вторая часть поехала в Среднюю Азию, где автомобили проехали в общей сложности 13000 км.

На начальном этапе разработки этот проект считался секретным. В момент испытаний на прототипы устанавливали фальш-шильдики, чтобы скрыть факт создания новой модели. На табличках делали надпись Formika - такой организации тогда даже не существовало. Такая секретность не прошла даром - автомобиль ни разу не появился в газетах или журналах до официальной премьеры.

01467e7b5d6567fb5bc1ff61259b5058_w650.jpg
Из-за недостатка аргументов было принято решение создавать внедорожник с открытым кузовом

В ходе тестов специалисты выявили некоторые недоработки транспорта. Согласование концепции проходило в напряжении - конструкторы постоянно спорили и пытались отстоять собственное мнение, каким должен быть новый автомобиль.

Одна категория хотела придерживаться устоявшихся норм - утилитарная форма, рама, барабанные тормоза, зависимая подвеска колес. Сложно было не придерживаться такого направления, так как подобная концепция уже прошла проверку временем. Но молодые создатели видели автомобиль совершенно иначе - закрытый вариант, почти такой, какой был выпущен в итоге.

Из-за недостатка аргументов было принято решение создавать внедорожник с открытым кузовом. Конструктор Петр Прусов сразу же написал заявление на увольнение и отдал его главному конструктору ВАЗ, Соловьеву. К тому времени полномасштабный макет новинки был подготовлен и мог выйти на любое мероприятие. Соловьев сумел убедить Прусова не горячиться и довести презентацию до конца.

Закрытая пластилиновая модель была готова к техсовету. Как только заседание началось, Соловьев сделал гениальный ход. Он подошел к открытому макету и предложил накинуть на него чехол, заявив, что в нем нет никаких перспектив. Именно так предпочтение было отдано закрытому варианту молодых создателей.

Итог. ВАЗ-2121 - известный отечественный внедорожник, который разрабатывался долгое время. Первая версия модели выглядела совершенно иначе и имела прозвище "Крокодил Гена".

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS