ЗИС-Э134 — история создания специального военного автомобиля

12:33 08-10-2021

Армия во времена Советского Союза постоянно нуждалась в качественной технике. Несмотря на то, что производители из разных Республик постоянно развивали модельный ряд, найти по-настоящему крепкий и выносливый транспорт было не так просто. Как известно, в середине прошлого века особый упор был сделан на проходимость транспортных средств. Нужно было выпустить такой грузовой автомобиль, который мог передвигаться в любых условиях - даже там, где никогда не проходило дорог и тропинок.

2690c6abe1cb8f1ab8fb0086af9249f7_w650.jpg
В оснащении применялись колеса диаметром 1.2 метра, которые дополнялись системой подкачки

К середине 1950 годов армия Советского Союза нуждалась в простом и, в то же время, надежном грузовом автомобиле. Главной целью было обеспечить ему отличную проходимость и сделать допустимым выполнение сразу нескольких задач. Использовать транспорт нового типа хотели в максимально тяжелых для такой техники условиях - водные препятствия, транспортировка груза массой до 3 тонн и буксировка прицепа до 6 тонн.

Московский завод ЗИС к тому времени уже имел наработанную в данной сфере базу. До этого он уже проводил конструирование полноприводных грузовых автомобилей, поэтому задачу по созданию такого транспортного средства решили положить на его плечи. Разработанный автомобиль получил индекс ЗИС-Э134. Это был первый прототип, созданный в рамках проекта в Специальном конструкторском бюро автомобильного завода.

b996fb680fbdb5b7cd6622a3b44f18ce_w650.jpg
Он мог передвигаться даже на склонах в 40 градусов

В 1955 году подготовили первый ходовой макет колесного грузового транспорта с формулой 8х8. Известно, что в процессе сборки применили кабину от модели ЗИС-150. Внешне транспорт выделялся нестандартным расположением осей. Они размещались на расстоянии 1.5 метра друг от друга. На раме автомобиля стояла не только кабина, но и бортовая платформа из металла от ЗИС-121В. Для максимальной унификации в технике применяли комплектующие от других грузовых автомобилей - ЗИС и БТР-152. Последний отдал разработке ведущие мосты, 2 коробки отбора мощности и раздатку. Трансмиссию в виде 5-ступенчатой МКПП взяли у ЗИС-150, а раму с амортизаторами - от ЗИС-151.

Главная проблема, с которой пришлось столкнуться конструкторам в то время, - отсутствие дизельного мотора, отвечающего параметрам надежности и экономичности. Пришлось применять бензиновый ЗИС-120, который прошел значительную доработку - мощность увеличили с 95 до 130 л.с. Этот агрегат обеспечивал хорошую динамику для тяжелого грузовика. На шоссе скорость достигала 60 км/час. Расход топлива был не самым выдающимся - 64 литра на 100 км.

a68af64fcba0aae060b3e375435029f5_w650.jpg
Испытания показали, что подобная разработка может пойти в серию, но ее нужно дорабатывать

Для увеличения крутящего момента в 4 раза использовали необычное конструкторское решение - момент от мотора шел сначала на 3-ступенчатый гидротрансформатор, а после - на МКПП. Подобная конструкция обеспечивала увеличение проходимости и надежности.

В процессе испытаний грузовой автомобиль продемонстрировал отличную проходимость. Он мог передвигаться даже на склонах в 40 градусов, преодолевал ров шириной до 3 метров и брод глубиной до 1.5 метра. В оснащении применялись колеса диаметром 1.2 метра, которые дополнялись системой подкачки. Это позволяло передвигаться по слабонесущему грунту - по такой территории традиционные грузовые автомобили проезжать не могли.

Испытания показали, что подобная разработка может пойти в серию, но ее нужно дорабатывать. Установка полноценной АКПП и самоблокирующегося дифференциала могла улучшить удобство управления. Именно в таком направлении конструкторы двигались при создании второго прототипа, который получил название "Макет №2".

Итог. ЗИС-Э134 - грузовой автомобиль, который разрабатывался в 1950 годах. В конструкции применялось много заимствованных решений, но это был простой прототип, который использовался для дальнейшего развития.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS