ГАЗ-ТР — советский спорткар с двигателем от самолета

07:49 07-10-2021

История развития спорткаров в Советском Союзе не такая продолжительная. Чаще всего конструкторы ограничивались прототипами и концептами, которые не доходили до серийного выпуска и, тем более, участия в гонках. Однако были и исключения и правил - некоторые разработки активно развивались, принимали участие в автомобильном спорте и даже занимали призовые места.

61bd4d96b0574c06a320e309a10116d8_w650.jpg
Липгарт поддержал идею создания автомобиля с реактивным двигателем

Слияние авиации и автомобильной промышленности наблюдалось почти с самого начала появления обеих сфер. Это проглядывается даже в становлении некоторых крупных автопроизводителей, которые в самом начале своего существования занимались выпуском комплектующих для самолетов.

Установка двигателя от самолета в автомобиль - не редкость для современности. Но в прошлом веке подобные проекты казались чем-то необычным, отчего и привлекали к себе повышенное внимание. Многие могут знать об уникальных разработках советского конструктора А.А. Смолина. Именно он приложил руку к созданию советского автомобиля с мотором из авиации.

ГАЗ-ТР "Стрела" - первый в мире автомобиль, который принял в конструкцию турбореактивный силовой агрегат от самолета. Нет точных сведений и результатов испытаний, но по расчетам, максимальная скорость данного транспорта должна была составлять 800 км/час - это безумный показатель для 1950 годов.

910de6d8987dd9fb455cd3350263b08f_w650.jpg
В 1954 году был построен первый опытный образец

Идея создать скоростной автомобиль, который мог бы поставить рекорд, принадлежала конструктору А.А. Смолину. Он задумался над этим в 1950 годах. Уже на том этапе поставили цель - оснастить транспорт реактивным двигателем от самолета. Уникальную идею поддержал главный конструктор А. Липгарт, поэтому работы над проектом официально запустили.

В 1954 году представили первый опытный образец, который получил заводской индекс ГАЗ-ТР или ГАЗ-СГЗ. Главными особенностями проекта стали - несущий каркас из дюрали, обшивка из штампованных листов алюминия. Над аэродинамикой активно работали, поэтому кузов имел обтекающие формы, которые больше напоминали фюзеляж самолета-истребителя.

Многих интересует, какой агрегат применялся в этом проекте. Это был турбореактивный мотор мощностью 1000 л.с. Аналогичные двигатели устанавливали на истребители модели МиГ-17. На момент создания проекта максимальная расчетная скорость автомобиля равнялась 800 км/час. Этот показатель намного превосходил актуальный на тот момент рекорд скорости.

В процессе создания нельзя было избежать и трудностей. В Советском Союзе отсутствовали специальные шины для такого автомобиля, которые могли бы выдерживать огромную скорость на дороге. Вопросы возникали и к тормозной системе - она не могла обеспечить эффективную работу на высокой скорости. Поэтому в качестве тормоза решили использовать авиационный тормозной парашют.

c420e31ae62279987e2f9dd9497aa6b5_w650.jpg
Работы прекратились после крупной аварии, в которой пилот одним чудом остался в живых

Еще одна проблема - отсутствие гоночной трассы в Советском Союзе. Такое место требовалось для установки нового рекорда скорости в 800 км/час. Поэтому решили выбрать высохшее соленое озеро Баскунчак, расположенное в Астраханской области. Уже в ноябре 1954 году на аэродроме приступили к проведению испытаний. Длины взлетно-посадочный полосы хватало только для разгона до 300 км/час. За рулем советского спорткара сидел чемпион СССР по автоспорту М.А. Метелев.

К сожалению, в процессе испытаний допустили серьезную ошибку, из-за которой произошла крупная авария. Сам транспорт получил серьезные повреждения. Наличие авиационного 4-точечного ремня безопасности сохранило жизнь пилоту, и он отделался только переломом пальца на ноге. После аварии все работы по данному проекту были остановлены.

Итог. ГАЗ-ТР - советский спорткар, который построили в 1950 годах и оснастили авиационным мотором. Максимальная скорость, по расчетам, должна была составлять 800 км/час. Но проект не получил развития из-за аварии.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS