07:49 07-10-2021
История развития спорткаров в Советском Союзе не такая продолжительная. Чаще всего конструкторы ограничивались прототипами и концептами, которые не доходили до серийного выпуска и, тем более, участия в гонках. Однако были и исключения и правил - некоторые разработки активно развивались, принимали участие в автомобильном спорте и даже занимали призовые места.
Слияние авиации и автомобильной промышленности наблюдалось почти с самого начала появления обеих сфер. Это проглядывается даже в становлении некоторых крупных автопроизводителей, которые в самом начале своего существования занимались выпуском комплектующих для самолетов.
Установка двигателя от самолета в автомобиль - не редкость для современности. Но в прошлом веке подобные проекты казались чем-то необычным, отчего и привлекали к себе повышенное внимание. Многие могут знать об уникальных разработках советского конструктора А.А. Смолина. Именно он приложил руку к созданию советского автомобиля с мотором из авиации.
ГАЗ-ТР "Стрела" - первый в мире автомобиль, который принял в конструкцию турбореактивный силовой агрегат от самолета. Нет точных сведений и результатов испытаний, но по расчетам, максимальная скорость данного транспорта должна была составлять 800 км/час - это безумный показатель для 1950 годов.
Идея создать скоростной автомобиль, который мог бы поставить рекорд, принадлежала конструктору А.А. Смолину. Он задумался над этим в 1950 годах. Уже на том этапе поставили цель - оснастить транспорт реактивным двигателем от самолета. Уникальную идею поддержал главный конструктор А. Липгарт, поэтому работы над проектом официально запустили.
В 1954 году представили первый опытный образец, который получил заводской индекс ГАЗ-ТР или ГАЗ-СГЗ. Главными особенностями проекта стали - несущий каркас из дюрали, обшивка из штампованных листов алюминия. Над аэродинамикой активно работали, поэтому кузов имел обтекающие формы, которые больше напоминали фюзеляж самолета-истребителя.
Многих интересует, какой агрегат применялся в этом проекте. Это был турбореактивный мотор мощностью 1000 л.с. Аналогичные двигатели устанавливали на истребители модели МиГ-17. На момент создания проекта максимальная расчетная скорость автомобиля равнялась 800 км/час. Этот показатель намного превосходил актуальный на тот момент рекорд скорости.
В процессе создания нельзя было избежать и трудностей. В Советском Союзе отсутствовали специальные шины для такого автомобиля, которые могли бы выдерживать огромную скорость на дороге. Вопросы возникали и к тормозной системе - она не могла обеспечить эффективную работу на высокой скорости. Поэтому в качестве тормоза решили использовать авиационный тормозной парашют.
Еще одна проблема - отсутствие гоночной трассы в Советском Союзе. Такое место требовалось для установки нового рекорда скорости в 800 км/час. Поэтому решили выбрать высохшее соленое озеро Баскунчак, расположенное в Астраханской области. Уже в ноябре 1954 году на аэродроме приступили к проведению испытаний. Длины взлетно-посадочный полосы хватало только для разгона до 300 км/час. За рулем советского спорткара сидел чемпион СССР по автоспорту М.А. Метелев.
К сожалению, в процессе испытаний допустили серьезную ошибку, из-за которой произошла крупная авария. Сам транспорт получил серьезные повреждения. Наличие авиационного 4-точечного ремня безопасности сохранило жизнь пилоту, и он отделался только переломом пальца на ноге. После аварии все работы по данному проекту были остановлены.
Итог. ГАЗ-ТР - советский спорткар, который построили в 1950 годах и оснастили авиационным мотором. Максимальная скорость, по расчетам, должна была составлять 800 км/час. Но проект не получил развития из-за аварии.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.