19:19 28-09-2021
В Советском Союзе военно-промышленная сфера развивалась быстрыми темпами. Поэтому не стоит удивляться тому, что в стране регулярно появлялись инновационные и впечатляющие проекты. Они превосходили другие модели в этом сегменте по техническим характеристикам и просто по внешнему виду. Проектов было так много, что сегодня известность имеют не все. К последним относится “проект 80”. Конструкция этого транспорта необычна тем, что она представляла собой танк, установленный на подводные крылья.
Уникальный проект 80 сохранил после себя очень мало информации, поэтому некоторые параметры так и остались в секрете. Дело в том, что большинство данных о разработке до сих пор остается в архивах КБ “Вымпел”. Рассекретили всю документацию относительно недавно. С момента запуска работ над созданием такого танка прошло достаточно времени, поэтому сотрудники бюро предпочитают больше не скрывать информацию о нем.
По техническому заданию нужно было разработать скоростное танкодесантное плавсредство. На этапе планирования была поставлена цель - новая техника должна принимать на борт танки моделей Т-54 и Т-55. Скорость движения должна была быть не меньше 50 км/час. Для этого комплекса предусматривали возможность ведения огня прямо с воды. Официально к разработке приступили в 1950 годах. Для этого привлекли специалистов из разных структур.
Силовой агрегат не стали разрабатывать с нуля. Его просто позаимствовали у скоростного парохода модели “Ракета”. Что касается самой конструкции, она представляла собой 2 катера. Их устанавливали по бокам танка. Каждый оснащался парой гидроцилиндров, которые поднимались над землей, пока техника не заходила в воду до необходимой глубины. Часть систем функционировала при помощи гидравлических узлов. Поэтому на этап полного комплектования уходило 45 минут. На берег танк выходил всего за 3 минуты. Данные показатели были зафиксированы в 1967 году во время прохождения испытаний. Именно тогда специалисты поняли, что для успешного управления комплексом хватает даже 2 человек.
Но во время тестов были выявлены и некоторые трудности. Стяжки закреплялись недостаточно прочно. Одна их них лопнула, из-за чего танк упал в воду. Недочеты были обнаружены и в морепроходности - волнение до 5 баллов приводило к тому, что плавсредство не могло удерживаться на воде. Понтоны частично опускали на воду, из-за чего влага моментально попадала в дизельные моторы.
Самыми неудачными оказались попытки заставить этот комплекс стрелять на ходу по воде. У конструкторов не получалось достичь нужных показателей. На доработку комплекса ушло много лет. В Астрахани было собрано 13 комплектов плавсредств проекта 80. Они регулярно подвергались испытаниям. В 1971 году специалисты приняли решение отказаться от такого проекта из-за отсутствия эффективности.
Точные и официальные причины остановки развития данного комплекса остаются неизвестны. Но у экспертов есть сразу несколько версий. Прежде всего, особенности конструкции не позволяли этому транспорту показывать необходимые параметры. Все узлы, которые использовались в машине, не выдерживали серьезных нагрузок на воде.
Но главный промах относится к тактическим недостаткам. Десантирование бронированной техники происходит крупными партиями. Во время этого нужно обеспечивать безопасный подход, с чем проект 80 справиться не смог.
Итог. “Проект 80” - разработка со времен СССР, которая представляла собой танк на подводных крыльях. Изначально поставленные задачи оказались недостижимыми для такой техники, из-за чего разработку приостановили.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.