19:13 28-09-2021
В самый разгар холодной войны в Советском Союзе шла разработка малого ракетного корабля проекта 1240 “Ураган”, который имел автоматически управляемые подводные крылья. Проектирование модели началось еще в 1964 году. Корабль во многом стоял на шаг впереди своего времени. Он мог развивать до 60 узлов - 111 км/час. Такая разработка даже сейчас является гордостью советского военно-морского флота. К сожалению, уникальный боевой корабль строился только в одном экземпляре.
Разработка кораблей на подводных крыльях - отдельное направление промышленности в Советском Союзе. Экспериментальные работы в этом направлении велись еще в 1930 годах. К примеру, в 1937 и 1941 годах в ЦАГИ вели исследование катеров, которые оснащались управляемыми глубокопогруженными крыльями. В послевоенный период работы все еще продолжались. Главной целью стало уменьшение уровня гидродинамического сопротивления. Для этого нужно было поднять корпус корабля из воды. Такая задача особенно привлекала внимание советских конструкторов.
Побочный эффект таких исследований - создание большого количества катеров, которые устанавливали на подводные корабли. Но вместе с этим СССР сумел получить мировое признание за подобные разработки. Советское пассажирское судостроение узнавалось по многочисленным метеорам, ракетам и кометам.
Усилия всех конструкторов и инженеров привели к тому, что уже в 1950 годах работы начали проводить на новом уровне, с точки зрения техники и качества. В СССР уже тогда возникали идеи, чтобы комбинировать новое ракетное вооружение и подводные крылья. Таким образом можно было добиться более высокой скорости. В рамках развития такой концепции был создан проект 1240 “Ураган”. К разработке приступили в 1964 году специалисты ЦКБ-5. За дизайн отвечал Вадим Михайлович Бурлаков.
Единственный ракетный корабль, который удалось построить за длительное время, получил обозначение МРК-5. Через 4 года после создания он проходил испытания, а уже в 1977 году его приняли на Балтийский флот.
В ноябре 1979 года корабль направили в Севастополь. Здесь он вошел в состав 41 бригады ракетных катеров. Служба шла до 1990 года, после он был исключен из армии. Водоизмещение корабля составляло 342 тонны, а полное - 432 тонны. Общая длина - 56.6 метра, а ширина 10.17 метра. Если крылья поднимались из воды, то ширина увеличивалась до 21.14 метра. Экипаж корабля включал 34 человека.
В движение корабль приводился газовой турбиной, которая состояла из двух. Общая отдача такой электростанции - 36 000 литров. Этого было достаточно, чтобы обеспечить скорость в 57 – 60 узлов. В конструкции применялась дизельная силовая установка на 2200 л.с. Она была предназначена для того, чтобы переводить корабль в водоизмещение при подъеме носового крыла. Автономность техники по запасу продовольствия оценивали в 5 суток. На скорости 45 узлов дальность плавания составляла 700 миль. При скорости в 8.5 узлов показатель возрастал до 1500 миль.
Опытный экземпляр МРК-5 показал отличные мореходные качества - высокая скорость и длительный срок службы. Но обратной стороной являлась сложность операции. Он был напичкан современной техникой автоматикой, поэтому все еще оставался сложным в эксплуатации. Ситуация усугублялась и тем, что использовать его нужно было флоту, основу которого составляли моряки-срочники.
К сожалению, единственный созданный экземпляр не дожил до современности. В 1992 году он затонул после пожара в Севастополе. Позже корабль подняли и отправили на металлолом.
Итог. МРК-5 - корабль с огромными подводными крыльями проекта 1240 “Ураган”. Несмотря на то, что техника показывала отменные параметры, ее изготовили в единственном экземпляре.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.