13:00 17-09-2021
В свое время военные заказы для Минского автомобильного завода дали возможность развить производство. Но и сейчас, в эпоху независимой Беларуси, некоторая доля техники имеет военное предназначение. При этом появилась почти самостоятельная школа и технологии, которые нельзя назвать заимствованными.
Первая продукция военного назначения. Примечательно, что уже с первых этапов разработка военной техники на МАЗ выделили в отдельное подразделение СКБ-1, которое занималось разработкой многоосной военной техникой. Сегодня предприятие и вовсе выделено в отдельный завод МЗКТ, продукции которого нужно посвящать целый цикл статей.
История Минского автомобильного завода началась с цехов по ремонту немецкой военной техники, которые, в свою очередь, были размещены на базе воинской части в пределах Минска.
В качестве первых видов техники стали собранные из машинных комплектов грузовики Mack и Studebaker, оставшиеся от поставок по ленд-лизу. Грузовые машины самостоятельного производства были собраны в 1947 году, а военные машины появились чуть позже.
Первая военная модификация получила обозначение МАЗ-200Г. От гражданской версии машина выделялась платформой из металла и скамейками для перевозки личного состава. Параллельно МАЗ-200Ш представляли собой платформу без кабины, на базе которой на заводах Сибири достраивали автобусные кузова. Такие машины имели несколько «специальностей»:
В качестве собственной разработки инженеров МАЗ через 5 лет был представлен грузовик с полным приводом МАЗ-502. Выпущенная в серию машина преимущественно перевозила личный состав и боеприпасы. После некоторой доработки на таких МАЗах стали возить ядерные боеголовки баллистических ракет.
Еще одна модификация МАЗ-502В перешла в разряд седельных тягачей. Ее использовали для транспортировки крылатых ракет 5В11 в составе с комплекса «Даль».
Современная военная техника МАЗ. Бескапотные грузовики МАЗ использовались на службе в войсках со второго поколения МАЗ-500. А вот машина 502-семейства (с полным приводом) в ход не пошла. Для перевозки личного состава иногда использовали стандартный МАЗ-500.
Самыми массовыми машинами МАЗ-третьего поколения стали топливозаправщики. Все они имели колесную формулу 4×2. В качестве разновидностей применялись автомобильные краны и самосвалы. Для размещения оружия те машины не предназначались.
Самым успешным автомобилем третьей генерации стал МАЗ-Э6310 с колесной формулой 6×6. Машина отличалась хорошей проходимостью, технически понятной конструкцией и надежностью. В период с 1976 года машину долго испытывали в разных вариантах исполнения, а когда к 1990 году утвердили ее использование в войсках, модель оказалась никому не нужна. В различных вариантах исполнения МАЗ-6317 используется в частях белорусской армии. Среди разновидностей выделяются:
Поначалу на МАЗ устанавливали модернизированную установку «БелГрад», а чуть позже - 9А33-2В «ОСА». Это единственный случай, когда автомобили МАЗ несли на себе оружие.
В качестве заключения. Уже в 2019 году машину с зенитно-ракетным комплексом модернизировали еще раз. На этот раз на доработанный МАЗ-6317 (с двойной кабиной) установили комплекс «Ураган». Пока о массовом использовании таких комплексов в войсках неизвестно.
О всех вариантах использования МАЗ в военных целях243у трудно говорить ввиду экспортных поставках машин в третьи страны. Там отдельные модификации дорабатывались под потребности отдельных стран, а также разрабатывались совсем новые модификации. К примеру, МАЗ-63171 имел 3 оси и использовался для перевозки крылатых ракет в армии Северной Кореи.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.