19:11 11-09-2021
Модель мотоцикла М1М выпускалась в Минске во второй половине 1950 годов. Эта разработка не сумела оставить после себя добрые слова. Рычажные подвески с фрикционными амортизаторами были слишком мягкими, что отрицательно сказывалось на качестве управляемости. Огромные крылья, несмотря на габариты, не могли защищать от грязи. Качество изготовления всех комплектующих тоже хромало.
Такой провал привел к тому, что на Минском мотоциклетном и велосипедном заводе приступили одновременно к совершенствованию производства и разработке новой модели, которая получила индекс М-103. Конструкторам удалось спроектировать для новинки другое шасси – усиленную раму, переднюю телескопическую вилку и заднюю маятниковую подвеску с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами. Силовой агрегат тоже прошел модернизацию – получил увеличенную площадь оребрения и новый карбюратор с индексом К-55Д. Все эти доработки позволили сократить расход топлива при сохранении прежней отдачи – 5 л.с. Ресурс двигателя продлевал и новый контактно-масляный воздушный фильтр, который заменил примитивный сетчатый.
Модель М1М отличалась довольно вычурным дизайном. Но внешность новинки М-103 можно охарактеризовать как благородную простоту. Новые крылья получили более изящное оформление и оказались более простыми в производстве – их создавали из профилированной стальной ленты. Первая партия в количество 500 экземпляров была выпущена в конце 1961 года. Уже в следующем году производитель перешел на выпуск модели М-103.
И формально новый мотоцикл предназначался для перевозки двух человек, так как допустимая нагрузка составляла 150 кг. Однако с завода транспорт выходил только с одним седлом и без подножек для пассажира. Такую несправедливость производитель решил устранить на следующей модели – М-104. Именно её оснастили двойным седлом-подушкой из специальной резины. Под седлом размещался инструментальный ящик и насос.
Ещё одно важное новшество в модели М-104 – развитая облицовка, которая на 50 % закрывала заднюю часть мотоцикла. Конструкторы отделяли особое внимание тому, чтобы не затруднить доступ ко всем агрегатам. Мощность двигателя в обновлённой версии удалось увеличить до 5,5 лошадиных сил. К производству новой модели приступили уже в середине 1964 года. С этого момента на имя предприятия начало приходить много писем, в которых пользователи жаловались на то, что мотору не хватает тяги. Это намекало на то, что транспорт нуждается в новом силовом агрегате.
Работы по созданию другого мотора возглавлял Юрий Андреевич Врубель. В ходе эксперимента специалисты применяли цилиндр из алюминиевого сплава с чугунной гильзой. Подобное решение нельзя назвать новшеством для того времени, так как оно использовалось на Ижевских мотоциклах. Но новое техническое решение обеспечило хороший контакт гильзы и цилиндра. Но вместе с этим образовался один недостаток – во время ремонта гильзу уже нельзя было достать. Весь этот комплект доработок позволил поднять мощность до 7 л.с. Срок службы основных агрегатов увеличился в три раза.
Мотоцикл получил новое наименование – М-105. Его оснастили четырёхступенчатой коробкой передач, усиленным сцеплением и новыми приборами электрооборудования. Генератор переменного тока вместе с катушкой обеспечивал более мощную искру на свече. Впервые на серийном Минском мотоцикле применили стоп-сигналы и подсветку спидометра.
Первая партия была представлена в виде 200 экземпляров. Её выпустили в четвёртом квартале 1966 года. В следующем году собрали ещё 3428 мотоциклов. Однако полноценный переход на производство модели М-105 случился только в 1968 году.
Итог. Минский мотоциклетный и велосипедный завод в 1960 годах выпускал мотоциклы М-103. Версия М-105 появилась в 1966 году. Она имела большое количество доработок и современных решений для того времени.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.