04:35 29-08-2021
Челябинский завод театрального оборудования – малоизвестное предприятие в период существования Советского Союза. Не все знают, но здесь специалисты занимались разработкой автомобильного транспорта. Во второй половине 1960 годов на предприятии трудилось только полторы сотни человек. Главным профилем деятельности являлся выпуск светотехнической аппаратуры и стеллажей для библиотек.
Самая первая модель челябинского Автоклуба – ящик на колёсах, который был построен на шасси ГАЗ-51А. По плану это должен был быть функциональный аналог «уральцев». Специалисты видели в разработке специальное транспортное средство для перевозки бригад из сельских учреждений культуры. Но так как оборудование на предприятии было самым примитивным, Автоклуб получился соответствующим. Кубань на его фоне являлась настоящим шедевром. Кузов был цельнометаллическим, но отличался редкой угловатой формой. Ещё одна особенность – обшивка, которая крепилась к каркасу при помощи заклёпок.
Нет информации, когда начали разрабатывать такой ужас на колёсах. Но уже в 1967 году конструкция была доведена до совершенства. К серийному выпуску приступили в 1969 году. Тогда завод отчитывался о 85 произведённых экземплярах. В 1970 году речь шла о 111 единицах. В следующую пятилетку предприятие выпустило план на 700 машин. Номенклатура пополнилась ещё и автоклубами «Челябинец 452ДК».
К этому времени серийный Автоклуб на шасси от ГАЗ был немного приличнее. Скаты крыш в их конструкции стали более закругленными. Самым интересным является то, что в 1972 году на заводе разработали опытный образец перспективной модели автоклуба К-51Э на 18 посадочных мест. Он отличался новым сварным кузовом и дополнялся системой отопления салона. Радиатор в такой конструкции сместили вправо от мотора. Проходящий через него воздух подавался на обогрев салона или выходил на улицу.
Эта разработка явно была главным кандидатом на победу в номинации «Самый непривлекательный автобус Советского Союза». Настолько он получился несуразным и неаккуратным. Даже боковые окна у прототипов вставлялись наперекосяк. Это можно заметить по разным зазорам между ними и закреплённым ниже молдингом.
В мае 1972 года этот прототип отправили на полигон НАМИ, чтобы провести цикл испытаний. Автобус гоняли достаточно интенсивно. Всего за полгода он успел проехать 40 000 км, хотя по условиям испытаний нужно было пройти лишь 25 000. Главной причиной увеличенного пробега стало низкое качество. Уже на начальном этапе тестов на булыжной дороге у прототипа сломалось основание кузова, из-за чего его пришлось гнать на переделку. Оказалось, что он был сварен из тех труб, которые не соответствовали чертежам.
Другие проблемы тоже проявляли себя достаточно быстро. На горных дорогах мотор автомобиля быстро закипал. В холодную погоду он наоборот не прогревался. Оконные уплотнения были настолько некачественными, что некоторые стекла во время испытаний трескались сами по себе от вибрации. В таком виде Автоклуб не мог получить путёвку в серийное производство, поэтому новый кузов начали проектировать заново. Несмотря на то, что специалисты ещё несколько лет после этого проводили доработку, пустить транспорт в серийное производство так и не получилось. В конце 1970 годов производство автотранспорта свернули окончательно.
Итог. Автоклуб – малоизвестный транспорт, существовавший во время Советского Союза. Одним из самых непривлекательных экземпляров в данном семействе стала модель, которую прозвали «Челябинцем». Прототип имел несуразную конструкцию, поэтому не проходил многочисленные циклы испытаний.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.