Мотоциклы в армии СССР

15:17 18-08-2021

Первые случаи перехода в армии на мотоциклетный транспорт имели место еще в годы первой мировой войны. Тогда это выгодно смотрелось по отношению к кавалерии и опыту использования велосипедов. К примеру, только за 1916 год было выпущено 1344 мотоцикла.

59f206ddbbcde0daf3f1339661a42259_w650.jpg
ТИЗ М600 в моно пулеметном исполнении

Развитие мотоцикла в армии. В предвоенный 1940 год начали формировать 29 механизированных корпусов, в каждом из которых был мотоциклетный полк. Одним из основных мотоциклов был ТИЗ М-600. Машина имела 16,5-сильный мотор, который позволял достигать скорости до 95 км/ч. Серийно мотоцикл выпускался с 1935 года и в условиях дефицита легковых автомобилей нередко использовался командным составом в качестве персонального транспорта.

52e9c828dfb3a9151d9156d290a8f422_w650.jpg
М-72 стал массовым в 1944-1945 годах

Чуть позже, перед самым началом войны в классе тяжелых мотоциклов появилась модель М-72. Их достаточное количество в войсках сформировалось только к 1944-1945 годам. Предшественник мотоцикла «Урал» поставлялся в трех основных модификациях:

  • Базовая модель, предназначенная для использования средним офицерским составом;
  • Мотоцикл сопровождения, который был дополнен крупнокалиберным пулеметом;
  • Мотоцикл снабжения, который мог оперативно доставить к передовой линии ящики с патронами и снарядами.
c6dc7ba888522ddec2fb46ca3c2263c8_w650.jpg
ИЖ-8 знаком по многим фильмам

Легкие мотоциклы типа ИЖ-8 с учетом их маневренности использовались в войсках связи.

С началом войны количество производимых мотоциклов сократилось. Это было обусловлено частичной переориентацией выпуска на другие виды продукции и эвакуацией нескольких заводов за Урал. Недостаток мотоциклетной техники в годы второй мировой войны компенсировался поставками по ленд-лизу. В основном это были модели Harley-Davidson и Indian. Кстати, именно эти мотоциклы после перехода в личное пользование с окончанием войны позволили сформировать общее мнение и обеспечили популярность американским брендам.

f5e6d0bcb9fe0aab6b9559befb896cdf_w650.jpg
Мотоциклы Indian поставлялись по ленд-лизу

Таким образом, все составные компоненты помогли сформировать линейку необходимых мотоциклов и обозначить направления их развития в дальнейшем.

Не характерные примеры применения мотоциклов. Мотоцикл позволял в боевых условиях обеспечить мобильность. Этим преимуществом пользовались при формировании мотоциклетных рот в составе разведывательных батальонов. Свою эффективность такие подразделения доказали в конце второй мировой войны, когда их ставили в авангарде бронетанковых колонн. Захват мостов, стратегических объектов значительно облегчал задачу тяжелой технике.

Среди не характерных примеров применения мотоциклов называют:

  1. Мотоцикл с броневым щитом. В небольшом количестве такие мотоциклы поступали от английской фирмы Triumph. Модель с индексом 350 имела с одной стороны стальной щит, который защищал от автоматных и пулеметных пуль. В противовес щиту, с другой стороны устанавливали инструментальный ящик с грузом 25 кг, чтобы уравновесить машину.
  2. Мотоцикл с противотанковым ружьем. В последние годы войны появилась модификация М-72 с установленным противотанковым оружием. Нужно ли говорить, сколь эффективна и мобильна была такая техника в условиях динамичного боя.
  3. Мотоцикл с минометом. На месте бокового прицепа мотоцикла М-72 разработали и применили механизм для установки откидного миномета диаметром 82 мм.

В целом мотоцикл М-72 имел подходящую конструкцию для военного применения. Оппозитное расположение цилиндров двигателя делали низким цент тяжести и обеспечивали хорошую устойчивость машины в любых дорожных и полевых условиях. Примечательно, что по классификатору военной техники машина М-72 стояла в разделе «бронетехника».

a542d7374fa62e7e9bb359fbdd643961_w650.jpg
М-72 с противотанковым ружьем числился в разделе «бронетехника»

Мотоциклы в послевоенной армии СССР. К началу 70-х годов прошлого века сформировались условия для военного конфликта альянса НАТО и армии СССР. Тогда в спешном порядке формировали мотоциклетные роты в составе механизированных формирований. В 4 взвода роты входили 46 линейных машин и один командирский мотоцикл. Задача этих подразделений была боевое охранение, разведка и повреждение коммуникаций противника.

Основными машинами в таких ротах были МВ750 и МВ750М. Первая модель имела привод и на колесо коляски с блокировкой дифференциала, а у второй модели предусматривалась возможность включения заднего хода.

7c902401bd8d1885f27406e5d5417593_w650.jpg
МВ750 стоял на вооружение в 60-70-х годах прошлого века

Для повышения маневренности и защищенности мотоциклетных рот уже после 1970 года в их состав добавили БТР-60 и легкий плавающий танк ПТ-76.

В качестве заключения. В современной армии использование мотоциклов считают неактуальным. Последние примеры использования тяжелых мотоциклов — лесничества и мобильные пожарные отряды. Но в целом в армии опыт использования мотоциклетной техники не забыт и при необходимости военные формирования будут восстановлены.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS