21:21 13-08-2021
Установки залпового огня в нашей стране прозвали “Катюшами”. Без какого-либо преувеличения, данная техника осталась символом огневой мощи Красной армии. Нельзя было недооценивать все преимущества конструкций. Однако при изучении истории и сохранившихся снимков можно заметить одну интересную деталь – отечественные установки в большинстве случаев монтировались на шасси американской техники – Studebaker.
Американские Studebaker направлялись в Советский Союз по ленд-лизу. Это был своеобразный символ русско-американского военного сотрудничества. Многие даже сейчас задаются вопросом, почему в Советском Союзе прибегали к использованию иностранной техники. Неужели нельзя было разработать собственные грузовики под установку “Катюши”? Более интересен тот вопрос, на что установки монтировались до того, как начались поставки по ленд-лизу. Неужели для такой цели не подходил известный многим ЗИС-5?
К большому сожалению, вышеупомянутая модель действительно не подходила под установку известной “Катюши”. Грузовой транспорт отличался низкой грузоподъемностью и недостаточной проходимостью. Этого не хватало для того, чтобы нести сверху дополнительную установку. Однако в России можно увидеть несколько памятников, на которых представлена Катюша и шасси ЗИС-5. Но данные проекты являются обычной фантазией, которая не имеет к реальности никакого отношения.
Но данный факт не говорит о том, что отечественная автомобильная промышленность совсем не могла создать грузовой автомобиль для такой установки. Просто данный транспорт был не столь известен. Речь идёт о тяжелом трёхосном ЗИС-6. Данная модель своим внешним видом напоминала предшественника ЗИС-5. Однако главное отличие заключалось в более внушительной грузоподъемности.
Изначально установка “Катюша” монтировалась именно на этот грузовик, но он имел определённые недостатки. Главным из них стала недостаточная проходимость. В конструкции не предусматривался полный привод, а передняя ось не была ведущей. При этом “Катюши” часто действовали по единому принципу “ударил-убежал”. Нужно было оперативно покидать места сразу после отстрела реактивных снарядов. Немцы в усиленном режиме охотились за подобными установками. Сначала они хотели захватить конструкцию и изучить её подробно. Впоследствии главной целью стало просто уничтожение, так как “Катюши” наносили им солидный ущерб.
Могли ли в Советском Союзе разработать полноприводный тяжелый грузовик с хорошей проходимостью? Безусловно, если бы конструкторам поставили такую задачу. В то время работу вёл великий автоконструктор Грачёв, который после войны разработал большое количество автомобилей, не имевших аналогов во всём мире. Но почему вместо этого “Катюшу” решили устанавливать на американские грузовики?
Следует понимать, что ресурсы государства не бесконечны. Поэтому руководству нужно было выбирать приоритеты. Советские автоконструкторы не сидели во время войны без дела. Они занимались производством лёгких танков и бронированных автомобилей. Когда руководство ознакомилось с составом поставляемого по ленд-лизу оборудования, оно убедилось в высоком качестве. Грузовики отвечали всем необходимым требованиям, но танки и броневики были хуже отечественных. Поэтому в СССР решили сосредоточиться именно на бронетехнике, так как её неоткуда было брать.
Поэтому тот факт, что “Катюша” устанавливалась на американские Studebaker, совсем не говорит о низком качестве автомобильной промышленности в СССР. Просто на тот момент она была занята более важным производством.
Итог. В период Великой отечественной войны установки “Катюша” монтировались на американские Studebaker. Объяснить это можно тем, что в Советском Союзе активно трудились над созданием бронетехники, а грузовики принимали по ленд-лизу.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.