22:17 04-08-2021
В 1991 году Советский Союз прекратил свое существование. Экономическая ситуации в стране на тот момент находилась в катастрофическом состоянии. Повсюду скапливались очереди, и наблюдался дефицит на элементарные продукты. Люди приобретали товары первой необходимости по талонам. Автомобильная промышленность именно в этот период начала разваливаться на глазах. Автомобилисты хорошо запомнили 1991 г. некоторыми громкими событиями.
Объемы производства. Если оценивать состояние российской экономики по уровню развития автомобилестроения, то в 1991-м году Советский Союз стоял на восьмом месте в мире по выпуску легковых автомобилей. Заметим, что в 1980 годах мы занимали пятую строчку в рейтинге. Сейчас ситуация с производством автомобилей стала только хуже. Если обратить внимание на статистику 2019 г., Россия в рейтинге занимает только 13 место.
Продаваемый автомобиль. 1991 г. был последним, когда государственный план создавал стратегию по количеству выпускаемых автомобилей. Компания АвтоВАЗ ещё долгое время разрабатывала транспортные средства и выпускала их с конвейерной линии по собственному плану, а не через потребительские заказы. Интересно, что в 1991 году продажи моделей были распределены в больших долях. Третье место занимал автомобиль АЗЛК-2141. Его результат составил 104 181 проданный экземпляр. Строчкой выше стояла модель ВАЗ-2109, показатель которой достиг отметки 125 639 автомобилей. Первое место в рейтинге занял ВАЗ-2106 – было продано 205 419 машин.
Иномарки. В период существования Советского Союза иномарки были недоступны для приобретения обычному советскому гражданину. Все оформление приходилось проводить через дипломатическое управление, где простые граждане в 100 % случаев получали отказ. Но даже если получалось выбить одобрения, нужно было заплатить пошлину в размере 100 % с цены автомобиля. Ситуация поменялась в ноябре 1991 г. Таможенным комитетом СССР был издан приказ, который разрешал частным лицам ввозить один автомобиль без оплаты пошлины. Но для этого должно было выполняться одно условие – автомобиль не должен был продаваться в течение последующих двух лет. В результате импорт иномарок вырос до отметки 100 000 единиц уже к 1992 году.
ГАЗ. Последнюю Чайку ГАЗ-14 изготовили в 1989 году. Против этой машины велась настоящая кампания, которая привела к полному прекращения выпуска и уничтожению всей оснастки. Компания не могла предложить достойную замену предшественнику. В результате немалый спрос пришлось удовлетворять импортными автомобилями. С тех пор ГАЗ потерял статус автомобиля для директоров и чиновников.
АЗС. Ещё страшнее стала ситуация с топливом. Очереди за бензином начали расти по часам. Даже закон Ельцина о либерализации цен не смог помочь. Бензин продолжил регулироваться государством, так как был включён в список значимых товаров. Немного позже появится новость, которая поразит каждого гражданина – стоимость бензина официально разрешили повысить сразу в три раза, до 1,30 руб. После этого разрешили регулировать цены региональным властям. Естественно, они повысили их до рыночных. Всего через месяц литр топлива оценивался в семь рублей.
Крах автомобильной промышленности. В этот период сложились все условия, которые должны были привести к падению автопрома на нашей территории – инфляция, налоги, взаимные неплатежи, высокие цены на энергию и бензин. Всё это поставило автомобильную отрасль в непростую ситуацию. На фоне этого все отечественные заводы стали сильно зависеть от импортных комплектующих, которые перестали поставляться по политическим причинам. На помощь от государства рассчитывать не приходилось, так как Советский Союз имел огромный долг. Тракторный завод в Елабуге первым столкнулся с такими проблемами. Данное предприятие переоборудовали для выпуска нового народного автомобиля Ока. По планам данный транспорт должен был обойти все модели АвтоВАЗа.
Плану не удалось сбыться, а второй народный автомобиль построить так и не получилось. Крах отечественного автопрома растянулся почти на 20 лет. Друг за другом закрывались заводы или реформировались под сборку иномарок.
Ралли. В 1990 году был представлен отечественный КамАЗ на ралли-рейде Париж-Дакар. Конечно, достичь успехов не удалось, так как все автомобили сошли. Но уже в 1991 году специально подготовленная техника КамАЗ показала себя лучше остальных. Два заводских экипажа финишировали на втором и третьем месте.
Итог. 1991 г. запомнился автомобилистам как не самое простое время. В этот период падала автомобильная промышленность, и постоянно повышалась стоимость бензина.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.