15:36 25-07-2021
Красивая легенда о том, что создателей Harley-Davidson «на самом деле» звали Харламов и Давыдов — продолжает передаваться из уст в уста, несмотря на то, что она уже неоднократно была опровергнута.
Причиной становится любовь людей к красивым небылицам. Но право нести патриотическое знамя среди представителей зарубежных компаний должно быть доверено дизайнеру Porsche Тони Лапину. Для этого не требовалось никаких мифов и басен, так как он не имел ничего против, когда его называли Анатолий Федорович.
Происхождение. Сам Лапин наполовину русский – по линии матери. Отец его родом из Германии. Местом рождения будущего создателя Porsche 928, 924 и 944 в мае 1930 года стала Рига, поэтому его имя при рождении было Анатольс Лапиньш.
Счастливое детство маленького Толи, как и многих других детей по всему миру, было жестко прервано войной. Советско-германский пакт о ненападении, подписанный в августе 1939‑го, включал пункт о вхождении прибалтийских республик в состав СССР. Отец семейства быстро все понял и собрав вещи и семью, выехал в Польшу, на тот момент уже захваченную гитлеровскими войсками. Поскольку он имел немецкие корни, гонения удалось предотвратить.
Юный Анатоль ходил в школу и на обязательные занятия в кружки гитлерюгенда. Он был противником занятий единоборствами и обучению маршировать, но обожал авиамоделизм, который был для него сродни глотку свежего воздуха.
Переезд в Америку и работа в автомобилестроении. В 1951 году Лапиньши получили американские визы по программе для беженцев. В комплекте с ними шли вид на жительство, разрешение на работу и учёбу, а также билет на пароход до Нью-Йорка. Анатолий начал работать на станции обслуживания снегоуборочной техники и, собрав немного денег, уехал из Небраски в Детройт, где устроиться на работу ему помог опыт в Mercedes- Benz, инженерный склад ума, дизайнерские задатки и любовь к автомобилям.
Уже зимой Лапину удалось устроиться на работу в департамент кузовов GM, а впоследствии – в экспериментальную студию под управлением Билла Митчелла и талантливого стилиста Лэрри Шиноды. Последний был ответственным за дизайн в экспериментальной студии, Лапин же был назначен заведующим инженерными аспектами, набираясь опыта и умений от старшего коллеги.
В 1965 году Лапина, как уже сложившегося специалиста, отправляют в командировку в Германию, на завод «Опель», продолжительностью 4 года. Он вернул Opel в гонки, сподвиг немцев на выпуск «Дипломата» с мощным мотором V8, наконец, поучаствовал в проекте создания незаурядного Opel GT.
Этот период пролетел незаметно, но в США Тони уже не вернулся, так как ему был предложен пост главного дизайнера компании Porsche. Ему удалось наладить взаимодействие между дизайнерами и инженерами, обучить их работе с полноразмерными макетами, и потребовал приобретения нового дизайнерского оборудования.
Коллеги по Porsche отзывались о нем как о необычайно энергичном и деятельном человеке, несмотря на некоторую жесткость. Он не возражал против внутренней конкуренции между дизайнерами, не стесняясь восторженно отзываться о понравившихся работах и критиковать неудачные.
Заключение. Ответственным за дизайн Анатолий Федорович был на протяжении почти 20 лет, а в отставку вышел только в 1988. Этому поспособствовал инсульт, который он перенес за год до этого. Porsche на всю жизнь осталась его любимой работой. Умер Лапин в апреле 2012 года, не дожив всего месяц до своего 82 рождения. А тот 356, приобретенный им в бытность 20-летним студентом, все еще ждал своего хозяина в калифорнийском гараже.
На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.
Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.