Секретный проект атомного автомобиля из СССР

11:33 05-07-2021

Развитие советской ядерной энергетики продвигалось успешно вплоть до Чернобыльской аварии. Специалисты разрабатывали различные проекты, которые могли внести большой вклад в данную сферу. Но многие из таких проектов отвергались советскими атомщиками. Есть предположения, что именно такая участь в 1960-х годах настигла автомобиль ГАЗ с атомным двигателем.

20cf96825f4f6d89a1cd4e658d662dd1_w650.jpg
Ford Nucleon

На этапе становления ядерной энергетики специалисты со всего мира вдохновлялись безграничными и перспективными способами использования атомных реакторов. В те времена мало кто задумывался об опасности таких станций. Реакторы активно размещали на ледоколах и подводных лодках. Это стало причиной для становления вопроса - почему нельзя сделать то же самое на обычных транспортных средствах? Примерно в таком направлении думали конструкторы, которые выдвигали идеи атомовозов, атомолетов и атомных танков. Наиболее невероятная концепция тех времен была разработана в США.

Компания Ford в 1958 году презентовала на выставке макет атомного транспорта Ford Nucleon. Американским семьям предлагали приобрести транспортное средства, колеса которого приводились в движение при помощи уранового реактора, парогенератора и двух паровых турбин. Но в то время никто так и не смог придумать, как уменьшить реактор подводных лодок до стандартного размера. Поэтому Ford Nucleon сохранил статус музейного экспоната.

Советские энтузиасты в этом плане отставали от США. Длилось это до тех пор, пока в 1958 году секретарь посольства СССР не увидел на выставке атомный автомобиль компании Ford. После этого началась разработка советского аналога атомного автомобиля. Над этим проектом работало Автомобильное конструкторское бюро. Проектированием основного элемента автомобиля занимался физик Александр Камнев. Сначала был выбран тот же путь, что и в США - взяли действующий реактор и уменьшили его размеры до допустимых. Однако такое решение не показало эффективного результата, поэтому Камнев предложил другую версию.

0e20c693874df812daf0c8c029dd1377_w650.jpg
Атомный автомобиль "Волга-Атом"

В 1965 году был построен опытный образец "Волга-Атом", мощность двигателя которого составляла 320 л.с. В ходе испытаний специалисты выяснили, что автомобиль сильно перегревается и почти не тормозит. Брежнева такой проект не заинтересовал, из-за чего он был быстро свернут. Информация об атомной Волге не имеет официально подкрепленной документации. Многие события, которые упоминаются в различных историях, выглядят как минимум фантастично.

Однако ядерный реактор в транспорте СССР все же применялся. Специалисты разрабатывали гусеничные АЭС ТЭС-3 и "Памир-630Д". Данные мобильные установки необходимы для выработки электричества в труднодоступных уголках. От первой модели решили отказаться в 1969 году из-за отсутствия экономической эффективности. Вторая модель тоже оказалась бесполезной. После аварии на Чернобыльской АЭС транспорт вовсе ликвидировали.

1077263e368e2c5576d5296daee0de77_w650.jpg
Макет АЭС ТЭС-3

Сейчас специалисты обращаются к идее атомного автомобиля. В 2009 году Лоуренс Кулесус прдставил концепт Cadillac World Thorium Fuel. Данный автомобиль позиционируют в качестве транспорта, который способен 10 лет работать без ремонта и заправки. В конструкции представлен ядерный реактор нового типа, в котором используется торий. Это радиоактивный металл, 1 грамм которого обеспечивает столько же энергии, сколько 30 000 литров.

Итог. Разработкой атомных автомобилей занимались и в прошлом веке. Даже на территории СССР выпускали прототипы, но после аварии на ЧАЭС проекты были закрыты.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS